Шпаргалка и игрушка: почему бийские педагоги выступают против гаджетов на уроках

Сегодня ни один школьник не отправится на занятия без телефона или планшета. Подростки говорят, что с мобильными устройствами им легче и интереснее учиться, но учителя с этим не всегда согласны.

Эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» изучили  влияние гаджетов на успеваемость школьников. Ученые выяснили, что больше половины учеников на уроках общаются в соцсетях, слушают музыку и играют. Несмотря на это, использование гаджетов во время занятий не снижает успеваемости. На смартфоны одинаково часто отвлекаются и троечники, и отличники, так что запрещать их использование в школах было бы странно, считают авторы исследования.

Педагоги бийских школ с такими результатами категорически не согласны. Большинство из них уверены – гаджетам на уроке не место. Исключение делают в редких случаях, когда использование техники обусловлено образовательными программами. Учителя объясняют, что планшеты и телефоны гораздо чаще отвлекают от учебы, чем помогают усвоить сложную тему.

Современные дети даже в первый класс приходят с телефоном. Технику малышам родители покупают из лучших побуждений: чтобы ребенок всегда мог позвонить взрослым, а его мама лишний раз не волновалась. Правда, многие родители привыкли этими злоупотреблять, даже в разгар урока. В большинстве же случаев, взрослые звонят малышами по незначительным поводам.

Почти у всех детей сейчас есть телефоны, и никто не отключает их во время урока, – рассказывает Светлана Дмитриевна, учитель начальных классов. – Хотя бы раз в день у одного из ребят звонит телефон, и весь класс отвлекается от темы. А чтобы снова включиться в работу, детям нужно время.

Смартфонами ученики начальных классов пользуются не во время занятий, а на переменах. Вместо догонялок в коридоре они предпочитают пройти очередной уровень игры, но пользы от этого немного. Перерывы дети обязательно должны проводить активно, иначе они не отдохнут ни умственно, ни физически. Младшим школьникам вообще советуют покупать простые телефоны, чтобы ребенок мог сообщить родителям, если в школе отменяют уроки, но не отвлекался.

Старшеклассникам родители перестают звонить на занятиях, зато подростки сами проводят учебные часы в соцсетях или играх. Педагоги рассказывают, что ученики постоянно отвлекаются на телефоны во время уроков. В некоторых школах ученикам запрещают пользоваться мобильными устройствами, а у провинившихся их даже могут забрать.

– В классе из 30 детей обычно четыре-пять человек пользуются телефонами на уроке, – говорит Лидия Николаевна, учитель математики. – Обычно мы следим,  чтобы в начале урока дети не доставали смартфоны. Пользоваться на уроке нельзя даже калькулятором, тем более что на экзаменах они запрещены.  

Бийские учителя, в отличие от экспертов научного института, заметили: отличники достают гаджеты гораздо реже. Телефоны или планшеты на уроках в основном используют школьники со средней или низкой успеваемостью. Они стараются спрятать устройство в кармане, накрыть тетрадкой или учебником. Но постоянное использование гаджетов влияет на всех подростков, независимо от оценок их успеваемости.

– Если во время занятий школьники ведут личную переписку в социальных сетях, это однозначно мешает – у школьников снижается концентрация внимания, – отмечает Татьяна Николаевна, учитель обществознания. – Сейчас у учащихся наблюдается снижение произвольного внимания – часто дети очень долго не могут сосредоточиться на выполнении какой-то задачи. Это связано с тем, что школьников постоянно отвлекает телефон, Интернет. Нервная система к этому привыкает, и выполнять задание даже в течение 20 минут они не в состоянии.

Беспокоит педагогов и то, что мобильные устройства школьники используют как шпаргалки. Формулы дети записывают не на бумаге, а в SMS-сообщениях, подсказки у одноклассников спрашивают в мессенджерах. Найти ответ на любой вопрос они могут и в Интернете, причем иногда даже во время контрольных работ.

– К телефону рука тянется у тех, кто не привык думать самостоятельно, – считает Наталья Михайловна, учитель физики. – Ребят, которые привыкли обходиться без шпаргалок, это нисколько не беспокоит. Гаджеты у них есть, но они лежат в сумках и нисколько ребят не беспокоят.

Совсем отказаться от мобильных устройств учеников никто не заставляет. Большинство учителей приветствуют, когда школьники используют гаджеты для самостоятельного обучения. С их помощью ребята могут быстрее найти нужную информацию. Помогают современные технологии и подготовиться к ЕГЭ и ГИА – в школах ребятам даже рекомендуют специальные сайты, на которых можно решать экзаменационные задания.

Поделиться
 

Оставить комментарий Правила комментирования

Войти с помощью: