Удастся ли к юбилею Чуйского тракта обновить бийские монументы?

«Брошенный проект» – так называется письмо, направленное в редакцию нашим читателем Евгением Гавриловым, журналистом, автором многих заметок на темы памятников культуры.

«26 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР Чуйский тракт обозначен трактом государственного значения. С этого года отсчитывается начало восстановления Чуйского тракта. В этом году ему исполняется 95 лет, – пишет Евгений Гаврилов. – На левобережье Бии, в черте города, на расстоянии 600 метров после съезда с коммунального моста, справа от полотна тракта есть монумент, посвященный изыскателям, строителям и шоферам федеральной трассы.

Памятник выполнен по оригинальному проекту. В качестве основного его элемента используется легендарная трехтонка – советский грузовой автомобиль ЗИС-5.

Именно этот автомобиль, который производился с 1933 по 1948 год на Заводе имени Сталина, был для Красной Армии, да и для тыла, одним из основных круглогодичных транспортных средств повышенной проходимости по дорогам всех категорий. Средний пробег машины до капремонта составлял свыше 70 тысяч километров.

Проект памятника был принят на основании конкурса, проведенного одним из автомобильных магазинов города Бийска. Авторами стали Егор и Павел Коробейниковы. Кроме того, в  конкурсе принимал участие и автор памятника воинам-бийчанам Николай Мотовилов.

После того как проект был принят к работе, городская администрация выкупила у училища № 3 рабочий автомобиль марки ЗИС-5. Авторами проекта окна были наглухо заделаны, а сам автомобиль подготовлен к длительной консервации. Машину покрасили: розовой краской вместо серой по проекту. Цветовая замена была вынужденной, поскольку на тот момент нужной краски не оказалось ни в одном автомагазине города. Тем не менее благодаря опыту художника данная замена была не критичной.

Конструкция основания памятника была просчитана так, чтобы подиум в виде условной дороги, извивающейся в форме руля, на котором стоит автомобиль, соответствовал проекту.

Основные затраты по изготовлению подиума, доставки его из Барнаула на трейлерах, а также монтаж памятника у Чуйского тракта взял на себя «Алтайавтодор». Кроме того, он использовал  дорожную светвозвращающую пленку, «горящую» в свете фар. После установки «Алтайавтодор» передал памятник на баланс города. Он был открыт 25 мая 2002 года.

К сожалению, работа над памятником так и не была доведена до своего логического завершения. После его открытия работы были приостановлены. Вокруг монумента должна быть хорошая обзорная площадка, выложенная плиткой и черным бордюрным камнем. На площадке планировалось установить светильники, основание монумента обложить серой плиткой, цоколь – черной.

В настоящее время монумент не обслуживается ни зимой, ни летом. Под конструкцией виден осыпавшийся бетон. Памятник на балансе городской администрации, и при желании данные недоделки и нелепости можно было бы устранить. Хотелось бы, чтобы и магазин, который выдвинул идею установки этого памятника, также в этом поучаствовал…».

Будут ли проводиться работы по дальнейшему благоустройству площадки у грузовика-монумента? Ведь и повод уже близко: 95-летие Чуйского тракта. Во всяком случае пять лет назад у красного музея появилось колесо «Нулевого километра». Напомним, 27 октября 2012 года в честь 90-летия Чуйского тракта в Бийске прошло открытие памятного знака, автором которого стал Сергей Бурманов. В итоге только за последнее время бийское колесо побывало на экранах Первого и Пятого каналов, National Geographic.

А вот бийские монументы, которые ныне – недвижимость, в свои годы намотавшие не одну тысячу километров, туристы подчас не замечают. И если ЗИС на Чуйском тракте все же на глазах у проезжающих, то другой памятник-трудяга – автомобиль с пробегом в 1 миллион километров без капитального ремонта, который тоже стоит за рекой, скрыт от глаз транзитников.

Знаменитый шофер Дмитрий Брижан в октябре 1982 года совершил на ЗИЛ-130 последний рейс. 12 лет верой и правдой ему служила машина, на спидометре которой значился пробег миллион километров без капитального ремонта. Легендарный грузовик был установлен перед въездом на предприятие «Совавто-Бийск».

ЗИЛ-130 на постаменте.

ЗИЛ-130 на постаменте.

– Когда рассматривался проект по установке памятного знака в честь 80-летия Чуйского тракта, было несколько вариантов монумента, – рассказывает Юлия Сафонова, начальник отдела культуры управления культуры, спорта и молодежной политики администрации Бийска. – Так, думали о том, чтобы установить в одном месте, на площадке у Чуйского тракта, оба эти автомобиля – ЗИЛ-130 и ЗИС-5. Это было бы замечательно.

Кстати, как пояснили в отделе культуры, у машин, пусть и с такой славной историей, статуса памятника нет. Это монументы, и не более. Напомним, в июле 2016 года прокуратура Бийска нашла несоответствия в муниципальных актах, закрепляющих само понятие «памятник местного значения». Оказалось, на деле таковых нет. Хотя сами памятники есть. В итоге в отмененных постановлениях Думы Бийска оказались 177 зданий и еще 44 мемориальных памятника.

Тогда в прокуратуре объясняли, что решение об изменении категории историко-культурного значения объекта принимается региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Включить объекты обратно в список памятников мог бы все тот же региональный орган – Управление по культуре и архивному делу, но уже только на основании историко-культурной экспертизы, которая и даст ответ – памятник ли вообще перед нами, и если да, то какой величины. Все бы ничего, но цена экспертизы весьма внушительна: 250 тысяч рублей за объект.

Учитывая, что у города нет таких средств даже на содержание целой группы бийских монументов, что уж говорить о подобных затратах на «бумажки» в отношение каждого? Например, только на содержание всех городских памятников Великой Отечественной войны уходит 150 тысяч рублей в год.

Тем не менее, как говорит Юлия Андреевна, оба грузовика в реестре городских культурных объектов есть, и за ними по возможности стараются следить. Каждый год проводится фотофиксация их состояния, при необходимости – мелкий ремонт, та же подкраска. На большее средств нет – например, на строительство обзорной площадки, которая действительно значилась в проекте. Казалось бы, на помощь должны прийти меценаты, ведь сколько местных придорожных заведений используют ЗИС как символ! Но пока отклика от них нет. Не смог помочь финансово и «Алтайавтодор», когда-то принимавший участие в установке ЗИСа. К краевому предприятию специалисты управления обращались письмом с просьбой принять участие в благоустройстве монумента на Чуйском тракте, ведь тому же музею дороги «Алтайавтодор» не раз помогал. К сожалению, на сей раз пришел отказ…

Поделиться
 

Комментарии

  1. Русский бильярд Бийск

    Гарик Сукачев. Фильм «Алтайская песня» https://youtu.be/1OwFZ3MQFpA

Оставить комментарий Правила комментирования

Войти с помощью: