С большой дороги: где искать начало Чуйского тракта

Где искать начало Чуйского тракта? Таким вопросом мы задались накануне Дня города. Главным претендентом на начало «большой дороги» всегда считался Бийск, но Новосибирск не прочь с этим поспорить.

Вообще, принято считать, что Чуйский тракт начинается от коммунального моста. Вот и появился символичный знак «Нулевой километр» у красного здания музея. 95 лет назад  Чуйский тракт был обозначен трактом государственного значения. Хотя, конечно, самой дороге гораздо больше лет. Рассказать о ее истории мы попросили краеведа Александра Бошкова.

– Давайте вспомним, что многие тропы в горах, как правило, проложены копытными, – говорит Александр Бошков. – Позднее тропы были освоены аборигенами-охотниками, и постепенно некоторые из них превратились во вьючные тропы, в частности Чуйскую, а потом и в колесную дорогу.

Первые сведения о Чуйской вьючной тропе датируются еще 1788 годом и связаны с торговлей. Кстати, первыми торговцами на Чуйской тропе были казаки бийской укрепленной линии, хотя «легально» Горный Алтай русские стали посещать после 1756 года – после вхождения Алтая в состав России. Эта тропа, по которой до Кош-Агача шли таратайки, и стала родоначальницей Чуйского тракта.

Кстати, Александр Георгиевич уверен, что начало тракта нужно отсчитывать не с правого берега реки, а из Заречья, а именно – с  переулка Перевозного. Переулков с таким названием по стране немало, и почти все они ведут к месту переправы через реку. Конечно, в конце XVIII века никакого Заречья и в помине не было. Первые здания тут появились в 60-х годах XIХ века, и отнюдь не жилые дома, а примитивные, маломощные кожзаводы, и лишь в конце XIX века в Заречье появились первые дома и дачи зажиточных горожан.

Переправа была необходима для передачи купцами Бийска грузов на левый берег и дальнейшей транспортировки их в Кош-Агач и далее в Монголию. Бийские купцы привозили по Чуйскому торговому пути чугунные котлы, медные чайники, железные изделия, замки, капканы, топоры, ножи и прочие товары. Все это нужно было переправить на левый берег. Из Кош-Агача везли сурковые шкурки, кирпичный чай, перегоняли крупный рогатый скот, овец, лошадей Пржевальского – это нужно было переправить на правый берег.

В 1905 году Дума Бийска приступила к регулированию застройки Заречья. Тогда и появились первые полтора десятка переулков. Наверняка одним из них был и Перевозный, ведущий к переправе.

Нулевой километр. Фото из архива: Александр Черепанов

Нулевой километр. Фото из архива: Александр Черепанов

Поделиться
 

Оставить комментарий Правила комментирования

Войти с помощью: