Как это было: бийские речные теплоходы

В летний денек бийчане всегда имели возможность прокатиться по Бии на прогулочном катере или теплоходике – ведь город-то на реке стоит, как таким обстоятельством не воспользоваться! Однако сегодня у горожан, не имеющих собственного плавсредства, такой возможности нет.

Бийск – хлебная столица

А ведь пассажирские прогулки по Бии были и частью летних развлечений, и способом передвижения еще со времен купечества. Так, в конце 1880-х годов крупнейшим пароходчиком на Алтае стал бийский купец Алексей Морозов. В 1888 году от Бийска до Тюмени стал ходить его пароход «Первый» (100 лошадиных сил), на следующий год – «Второй» (80 л.с.), а в 1892 году у Морозовых было уже 4 парохода (360 л.с.). На этих судах Морозов доставлял крупные партии грузов.

После его смерти все имущество, в том числе и флот, перешло к жене, Елене Григорьевне. Пароходство Елены Морозовой успешно развивалось, осуществляя теперь уже не только грузоперевозки, но и доставку пассажиров по рекам Обь-Иртышского бассейна. К четырем имеющимся пароходам она добавила еще два: «Пятый» и «Шестой».

Пароходчики быстро богатели, тем более чета Морозовых «поднялась» на неурожае в России и голоде в Тюмени, которые случились в навигацию 1893 года. Купец скупил на Алтае более 480 тысяч пудов хлеба и доставил их в Тюмень на своих пароходах. Это принесло ему 325 тысяч рублей чистой прибыли!  Так на Алтае в тот год началась так называемая «хлебная горячка» — всего с территории края вывезли 11,5 млн. пудов хлеба. А главной хлебной пристанью в те годы был наш Бийск, который поставлял до 1,5 млн. пудов хлеба.

Николай Путинцев писал: «До чего порой доходит алчность пароходчиков видно из того, что в городе Бийске, по рассказу городского главы, ни один из них не взялся доставить бесплатно 9 тысяч пудов хлеба, пожертвованного в пользу голодающих. Едва попросили только одного взять 200 пудов сухарей из числа 237, собранных пожертвованиями, а остальные 37 так и не были приняты».

В конце прошлого века Бийск стал важнейшей конечной пристанью в верховьях Оби. В город собиралась почти вся товарная продукция сельского хозяйства, крестьянских промыслов со всего громадного уезда и сопредельных районов Северо-Западной Монголии.

Пароход пассажирский, пароходство Е.И. Мельниковой, постройка 1910 года, Воткинский завод (г. Тюмень), мощность – 500 л.с.

Пароход пассажирский, пароходство Е.И. Мельниковой, постройка 1910 года, Воткинский завод (г. Тюмень), мощность – 500 л.с.

К 1910 году в Бийске уже имели «постоянную прописку» более 10 контор пароходных компаний.

До революции в западном углу нынешнего Зеленого клина, на самом берегу Бии была улочка со странным названием Нобель. Это название тоже было связано с развитием в Бийске судоходства. Дело в том, что именно здесь находились керосиновые склады крупнейшего в России нефтепромышленника Нобеля, а весь керосин доставлялся в город исключительно водным путем.

Если начало пароходного сообщения до Бийска относится к 1870-м годам, то регулярное пассажирское сообщение было налажено лишь в самом конце XIX века. Кроме того, от Бийска до Барнаула в те годы можно было дважды в неделю отправиться на теплоходах барнаульской компании Евдокии Мельниковой и томской компании Василия Ельдештейна. Интересно, что цена билета на речной теплоход от Бийска до Томска в 1901 году составляла: в каютах 1-го класса – 9 руб. 30 коп., 2 класса – 8 руб., 3-го класса – 4 руб. 80 коп. Продолжительность рейса составляла 4 суток 4 часа.

 Бийск. Затон. 50-е годы XX века

Бийск. Затон. 50-е годы XX века

Курс на «Зюйд»

В советское время пассажирские перевозки по реке активно стали развиваться с 1950-х годов. В это время стали появляться новые теплоходы. В 1958 году, в первые за послевоенное время, из бийского порта вышел дизель-теплоход «Зюйд» и впервые было налажено прямое сообщение по Оби между Бийском и Барнаулом. Рейс Бийск-Барнаул и обратно «Зюйд» проходил со всеми стоянками за 60 часов.

После «Зюйда» по Бии ходили двухпалубные теплоходы ВТ. Очевидцы вспоминают, что ходили они весело, с песнями и музыкой. Особенно красиво выглядела ночная Бия с палубы этого теплохода.

 «Заря» и «Москвич»

В окрестностях города было сразу две пристани, с которых пассажиры могли совершать посадку – это пристань в Бийске и в Сорокино. В 70-80-е годы на реке активно работали теплоходы серии «Заря» и «Москвич» (см. Наша справку  – Прим. авт.), они назывались речными трамваями. С бийской пристани можно было доплыть до разных населенных пунктов вверх и вниз по течению Бии.

Первый теплоход «Заря-19» прибыл в Бийск в 1968 году. Уже в начале 70-х Бийское пароходство перевозило в год 160 тысяч пассажиров и даже было удостоено за это переходящего Красного знамени Западно-Сибирского речного пароходства.

Расположение внешних элементов: 1 — машинное отделение; 2 — воздухозаборник; 3 — выхлопной патрубок; 4 — сопла гидрореверса 5 — привальный брус; 6 — рым; 7 — окна пассажирского салона; 8 — верхние окна; 9 — козырёк отверстия вытяжной вентиляции; 10 — антенна КВ-радиостанции; 11 — мачта; 12 — входные двери; 13 — прожектор; 14 — леерное ограждение

Расположение внешних элементов: 1 — машинное отделение; 2 — воздухозаборник; 3 — выхлопной патрубок; 4 — сопла гидрореверса 5 — привальный брус; 6 — рым; 7 — окна пассажирского салона; 8 — верхние окна; 9 — козырёк отверстия вытяжной вентиляции; 10 — антенна КВ-радиостанции; 11 — мачта; 12 — входные двери; 13 — прожектор; 14 — леерное ограждение

Газета «Бийский рабочий» писала в 1972 году: «…Если вы хотите отдохнуть и изберете маршрут на Телецкое озеро, то совершайте его водным путем. Не пожалеете! От Бийска до Турочака вас доставит комфортабельный теплоход «Заря». А там до Телецкого озера и рукой подать – всего 70 километров.

Часы, проведенные на «Заре», надолго остаются в памяти. Салон для пассажиров, рассчитанный на 60 человек, залит светом. За окнами сверкают брызгами волны и проплывают живописные берега, причудливые скалы сменяются лугами, поля – бором. 19 пристаней от Бийска до Турочака. Но по просьбе пассажиров экипаж останавливается и в других местах. Вот и Турочак. Пристань поражает своей необычностью: она вписывается в причудливые, совершенно голые и круглые, как яйцо, скалы.

Капитан Борис Федоренко и механик Виктор Рыков на теплоходе «Заря»-40, 1972 год

Капитан Борис Федоренко и механик Виктор Рыков на теплоходе «Заря»-40, 1972 год

«Заря-40», на которой мы плыли, один из пароходов Бийского пароходства. Но не просто «один из», а один из передовых. В прошлом году теплоход перевыполнил план и был награжден Почетной грамотой пароходства и управления…»

Жаркий полдень. Берег усеян отдыхающими бийчанами. Не смолкает гул моторов на Бии – ведь сколько грузов переплавляла когда-то эта река-труженица. Гудят и моторные лодки, так любимые бийчанами. Вдруг по всему пляжу разносится ликующий возглас: «Заря»! Смотрите, «Заря»!» Это мальчишки, завидев издали белую точку, устремляются ближе к фарватеру, чтобы покачаться на волнах промчавшейся мимо «Зари». А на пристани уже ждут новые пассажиры.

Скользит по волнам "Заря"

Скользит по волнам «Заря»

К середине 80-х годов в Бийском порту было 5 судов типа «Заря» (к 2009 году осталось только два, которые уже не эксплуатировались – это были модели «Заря-144» и «Заря-164»). Бийчане привыкли пользоваться таким транспортом, который пришел на смену тихоходным пароходам, требовавшим слишком много угля и дров. Бийский речной порт стал к этому времени современным промышленным предприятием. И уже около двадцати лет как бийские речники освоили не только Бию, но и своенравную Катунь, реку тяжелую в судоходном отношении. Плавкраны и земснаряд беспрерывно добывали со дна реки строительные материал – песок и гальку – эти материалы затем доставлялись на стройки всего Алтайского края.

"Заря" причалила. Фото 70-х годов

Баржа «Светлячок». Фото 70-х годов

По современным представлениям теплоходы типа «Заря» не безопасны в эксплуатации. При отказе единственного двигателя теплоход полностью лишался управления. Это приводило к авариям, таким как навал на опоры моста или другие суда. Известны случаи аварий по указанной причине, произошедшие в Ленинграде (навал на другое судно) в 1972 году, в Бийске (попадание постороннего предмета в водомёт теплохода «Заря-89» вызвало его отказ, что привело к навалу на опору моста). Компоновка теплохода (отсутствие открытых палуб, узкие проходы в зоне рубочных дверей) не позволяла быстро выполнить эвакуацию пассажиров в случае аварии. Теплоходы не были оборудованы спасательными средствами. Однако эксплуатация преимущественно на малых неглубоких реках частично снижала такие риски.

Пассажирский причал Бийского пароходства

Пассажирский причал Бийского пароходства

В 1992 году городская газета «Бийский рабочий» опубликовала открытое письмо работников речпорта, которое называлось «Ты пойдешь, моя «Заря»?» — в нем рассказывалось, что теплоходы стали не нужны бийчанам и бийским властям, поэтому их перестали ремонтировать и развивать: «Нужен ли городу на Бии, его жителям речной пассажирский транспорт? Вопрос, конечно, риторический, скажут многие. Ведь сотни бийчан пользуются речным транспортом каждый летний день. Потому что во многие населенные пункты легче и быстрее добраться рекой. Лето – пора огородов, дач, сенокосов, сбора ягод-грибов, массовых отпусков. Вспомните, как «штурмуют» «Зарю» быстроистокского направления в предвыходные и выходные дни. Вспомните – и забудьте, потому что в навигацию 1992 года впервые в истории Бийского речного порта суда пассажирского флота не выйдут на привычные линии. Наши (и ваши!) «Зори» не пойдут больше в рейс. Не будет в городе и речного вокзала. И это в городе, стоящем на реке?!»

Письмо оказалось пророческим – дни пассажирского судоходства в Бийске закончились.

"Иван" курсировал от речпорта до места слиянии Бии с Катунью. Фото: Елена Мельникова

«Иван» курсировал от речпорта до места слиянии Бии с Катунью. Фото: Елена Мельникова

Блеск и нищета «Ивана»

Правда, было и небольшое возрождение – в «нулевые» годы с песнями, пляской и нескончаемой дискотекой дважды в выходной день ходил по Бии небольшой теплоходик «Иван», известный многим, кто читает эти строки. Выпускные, прогулки с классом, корпоративы, пьяные компании – кого только не видела палуба этого теплохода, который сейчас печально догнивает свой век в речпорту. Так «Иван» исправно проработал несколько лет. Говорят, «Иван» несколько раз тонул, а до того, как он попал на Бию, работал на Усть-Чарышской пристани и имел тогда более привычное серийное название ПТ-12.

"Иван" готов к отплытию

«Иван» готов к отплытию

Так выглядит "Иван" сегодня. Фото из открытых источников

Так выглядит «Иван» сегодня. Фото из открытых источников

А нынешним бийчанам остается лишь смотреть на старые фотографии и в жаркие летние дни вспоминать о том, какими увлекательными могли бы быть прогулки по судоходной некогда Бии. Совершать путешествие по водной глади сегодня имеют возможность лишь обладатели частных лодок и катеров. Для большинства же бийчан прогулки по реке остаются лишь воспоминанием.

Наша справка

«Заря» — серия советских пассажирских скоростных глиссирующих речных судов с водомётным движителем для перевозки пассажиров и их багажа по малым рекам в светлое время суток. Вместимость – 60-86 пассажиров, экипаж – 2-3 человека. Скорость движения — 40-45 км/ч.

«Москвич» (проекты 515, 544) — серия прогулочных речных теплоходов (речных трамваев). Теплоходы «Москвич» начали выпускать в 1948 году на Московском судоремонтно-судостроительном заводе. Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации, несмотря на то, что многие из них уже перешагнули 50-летний рубеж. Встречаются и суда возрастом 60 лет, например, «Быстрый» (1952 года выпуска) в Бийске (текст написан в 2011 году).

Пристань в поселке Сорокино

Пристань в поселке Сорокино

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
 

Комментарии

  1. ds dsds
    20.05.2018 в 20:49

    подпись к фото ««Заря» причалила. Фото 70-х годов».
    — Это не Заря, а баржа «Светлячок»!

Оставить комментарий Правила комментирования

Войти с помощью: