Какими были первые бийские автобусы

Пассажирский автотранспорт появился в нашем городе только в годы становления советской власти. А вот в дореволюционное время по грязным и немощеным улицам Бийска с громкими криками катили извозчики.

С ростом города число извозчиков тоже росло. Так, в 1887 году в Бийске было 27 извозчиков, а уже в 1910 году насчитывалось 58 легковых и 75 ломовых извозчиков со 191 лошадью.

В 1912 году у купца Сычева появился первый в городе автомобиль марки «херц», который бийчане в шутку называли «хорь-самоварчик». Шофером на этом автомобиле стал Федор Рожков. Лошади пугались машины и, завидев ее еще издали, неслись куда попало, не слушаясь извозчиков. Городовые предупредили Сычева, что подобные случаи могут привести к несчастью. А вскоре решением полицмейстера было совсем запрещено появляться на автомобилях на улицах Бийска.

Бийская биржа извозчиков

Бийская биржа извозчиков

Извозчик оставался главной транспортной фигурой Бийска, что давало возможность диктовать свои условия и цены. К началу Первой мировой войны наиболее известными извозчиками в городе были братья Хорошаевы, Девятовы, Вакутины.

Эти столбики коновязи исчезнут когда лошадей заменят автомобили

Эти столбики коновязи исчезнут когда лошадей заменят автомобили

Несмотря на первую неудачу автомобилизации, число автомобилей стало расти. В 1914 году в городе их было уже 4, в 1917-м – 6 и 3 мотоцикла. Интересно, что большую часть времени эти купленные самыми богатыми людьми Бийска автомобили стояли «для показа». Хозяева выезжали на свои загородные дачи на них только в сухую погоду, потому что в дождь на грязных бийских улицах утонули бы не только сами автомобили, но и их пассажиры.

Автомобили марки Ford начала XX века

Автомобили марки Ford начала XX века

Во время гражданской войны все автомобили были реквизированы государством.

С установлением советской власти одним из первых был организован сначала союз ломовых, а затем и легковых извозчиков. В целях улучшения работы все легковые извозчики ставились на учет, получали номера к экипажам и места своих стоянок в городе. В 1924 году было издано официальное постановление горсовета, согласно которому город разбивался на пять районов со строго установленной оплатой за проезд как в дневное, так и в ночное время. Это дало возможность контролировать и работу извозчиков, и оплату за проезд.

Вот так выглядел первый бийский автобус

Вот так выглядел первый бийский автобус

В 1926 году группа умельцев во главе с Федором Рожковым собрала из утиля первый в нашем городе автобус. В фондах музея хранится фотография, на ней – группа слесарей, собравших первый автобус. За рулем водитель Иван Габал.

22 августа 1926 года отдел местного хозяйства устроил катание для детей на этом автобусе по только что замощенному участку улицы Советской (бывшей Успенской).

В октябре того же года в городе открылась первая автобусная линия – от Успенского собора до вокзала. В автобусе было восемь посадочных мест, и первые месяцы он ходил по маршруту без остановок, а во время сильных снегопадов и буранов стоял. Так, вплоть до 1929 года, автобусное движение в городе было нерегулярным.

В конце 1929 года Бийскому коммунхозу были переданы два автобуса марки Форд-Т, реквизированные у частника Дубравы. Это дало возможность на некоторое время прилично улучшить пассажирское сообщение в городе, но к началу 1931 года и эти машины вышли из строя, а ремонтировать было нечем – запчастей не было. Автобусов тогдашняя промышленность СССР не выпускала, поэтому было принято решение о переоборудовании 16 списанных в «Совмонголтувторге» (позже – «Совавтобийск») автомобилей отечественного производства «АМО Ф-15» под автобусы.

Легендарный автомобиль “АМО Ф-15"

Легендарный автомобиль “АМО Ф-15″

Весной 1932 года на улицы вышло пять небольших автобусов с самодельными кузовами. В том же году для автобусного парка были построены гараж и ряд других хозяйственных сооружений. Поэтому было бы правильным считать началом регулярного автобусного сообщения в городе как раз 1932 год.

Первые водители автобусов были выпускниками Новосибирской автошколы. Из Новосибирска приехали Клеткин, Скворцов, Мишин, Цулуя и завгар Гришин. Они обучили большинство шоферов-автобусников. Простажировавшись четыре-пять месяцев, молодой шофер начинал работать самостоятельно на грузовом автомобиле, и только потом его переводили на автобус. Водительских прав тогда не существовало, а вместо них выдавалась справка-удостоверение о том, что данный товарищ имеет право управления автомобилем в Бийске и районе.

К 1936 году все самодельные автобусы на базе «АМО Ф-15» были списаны, и по улицам стало курсировать шесть более вместительных автобусов заводского изготовления. Четыре из них были шестнадцатиместные, а два имели по 28 посадочных мест.

Протяженность автобусных линий достигла 9 км. Маршруты за пределы города не выходили. Среди водителей автобусов были не только мужчины, но и женщины: Бессонова, Колесникова, Панкова, Самойлова. Больше того, заведующей гаражом 27 августа 1937 года была назначена Мария Бессонова.

Перед войной (1940 год) в Бийске имелось 8 автобусов, которых, конечно, было совершенно недостаточно для удовлетворения нужд населения. Во время войны автобусного движения в городе не было вообще.

 

Присылайте ваши сообщения, фото и видео, связанные с городскими событиями и происшествиями, в нашу группу «Бийск – мой город» в соцсетях ИнстаграмВКонтакте и Одноклассники (ссылки кликабельны, подписывайтесь!), а также на почту газеты «Бийского рабочего» redaktor@biwork.ru. Не забывайте указывать свой контактный телефон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
 

Оставить комментарий Правила комментирования

Войти с помощью: