Школа для каждого: что дает детям инклюзивное образование*

Понятие «необучаемый ребенок» уходит в прошлое. Сегодня даже дети с тяжелыми психическими или физическими заболеваниями могут учиться.

Технический прогресс позволяет современному человеку учиться, не выходя из дома. Ведущие университеты предлагают студентам дистанционное обучение, а прослушать онлайн-курс может любой желающий. Для детей же большинство родителей пока выбирают обычные школы, чтобы ученик мог получить не только знания, но и опыт социализации. Не исключение и семьи, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями. Для таких детей особенно важно научиться общаться со сверстниками.

Помочь школьникам получить равные возможности обучения с учетом потребностей и особенностей каждого должно инклюзивное образование. Дети-инвалиды учиться могут как в специальных классах, так и в обычных общеобразовательных. Для таких обучающихся разрабатываются адаптированные образовательные программы, учитывающие особенности развития школьников.

Необходимо детям и специальное учебное и реабилитационное оборудование. Оно постоянно находится в ресурсных центрах на базе четырех городских школ: №№ 6, 8, 12, 40. Ресурсные центры предоставляют специальное оборудование другим образовательным организациям, оказывают кадровую и методическую поддержку.

В школе № 40 ученики с ограниченными возможностями здоровья появились раньше, чем учреждение стало одним из ресурсных центров. Четыре специальных класса для слабослышащих открылись там в 2007 году, тогда в них обучалось 20 ребят. Спустя девять лет в школе уже более 50 детей с ограниченными возможностями. Среди них слабослышащие школьники, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с задержкой психического развития. С 2016 года в школе № 40 учатся и дети с нарушениями интеллекта.

Ученики могут быть зачисленными в обычный класс и посещать занятия вместе с другими детьми, перейти на надомное обучение или учиться в семье. Выбрать один из вариантов должны родители, причем специалисты советуют учитывать не только собственные желания, но и диагноз и реальные возможности ребенка. Психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует каждому ученику подходящую форму обучения.

Школьники-инвалиды учатся по адаптированным программам – ее составляют в зависимости от возможностей и потребностей ребенка. Если ученики посещают специальные классы, в учебный план для них включают коррекционные занятия. Для детей с задержкой психического развития – это социально-бытовая ориентировка, для школьников с нарушением слуха – развитие речи и слуховое восприятие. Коррекционные занятия есть и у тех, кто инклюзирован в образовательные классы. Спортивные занятия и кружки они посещают в рамках внеурочной деятельности. В рамках урока ребята выполняют те же задания, но форма выполнения и время меняются с учетом возможностей ребенка. Дети, которые обучаются на дому, тоже не исключаются из школьной жизни. Учебные предметы они осваивают один на один с педагогом, а праздники проводят со своими одноклассниками. Родителям, которые хотят, чтобы ребенок больше общался с окружающими, идут навстречу. Такой ученик может ходить на некоторые уроки, такие как труд или музыка. Совместное обучение идет на пользу не только им, но и остальным школьникам.

У детей формируется толерантное отношение к окружающим, понимание имеющихся проблем, чувство товарищества, взаимопомощи и эмпатии, – рассказывает Наталья Федака, директор школы № 40. – Кроме того, учащиеся включаются в совместную деятельность, где важную роль имеет взаимовыручка и поддержка друг друга. А дети, которые инклюзированы, получают возможность социализации и опыт общения с нормально развивающимися сверстниками.

В такой атмосфере ребята начинают тянуться за одноклассниками, вместе с ними участвовать в творческих конкурсах, фестивалях и спортивных состязаниях. Учащиеся с нарушением слуха не первый год участвуют в летних полевых практиках, уезжают на археологические раскопки. Работа в Денисовой пещере или на палеолитической стоянке Караме становится основой для детских исследовательских работ, которые они представляют на различных конференциях. Эти ребята продолжают образование и после школы. Многие выпускники из специальных классов обучались в Бийском промышленно-технологическом колледже. Нынешние одиннадцатиклассники тоже планируют туда поступить.

Дети с ограниченными возможностями учатся на специальном компьютерном оборудовании. Фото предоставлено школой № 40

Дети с ограниченными возможностями учатся на специальном компьютерном оборудовании. Фото предоставлено школой № 40

* Инклюзивное образование (фр. «inclusif» – «включающий в себя», лат. «include» – «заключаю, включаю, вовлекаю») – практика общего образования, основанная на понимании того, что инвалиды в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум.

Из «Википедии».

Поделиться
 

Оставить комментарий Правила комментирования

Войти с помощью: