Эта необычная встреча состоялась, как считают ее участники, по воле духов

Марина Волкова

Первобытная, идущая из самых потаенных уголков души мелодия вибрирует под воздействием голоса и заполняет пространство.  Все вокруг начинает резонировать, и  на наших глазах совершается таинство – древнее, как сама планета.

Кайчи* раскачивается в такт мелодии, взгляд тонет в пространстве и времени. Ему надо разбудить спящих духов, донести до них просьбы и чаяния людей – в этом его миссия. Он избран духами, и они внемлют его голосу…

Ирысту Мегешев из рода Иркит живет в Горно-Алтайске. Он постоянный участник национального праздника Эл-Ойын, в 2016 году за исполнение сказаний и эпосов получил Гран-при Эл-Ойына. За мастерство горлового пения и духовность сам Болот Байрышев подарил Ирысту чехол для топшура**, признав его тем самым своим приемником и последователем. С кайчи Мегешевым мы встретились  неподалеку от Бийска. Он ничего не делает просто так, уверен – его сама судьба ведет (или духи?). В повседневной жизни Ирысту – поэт, композитор, художник,  а там, куда уносит его песня, он – избранный,  он – кайчи. На этот раз его и супругу Алтынай Баратову духи привели в село Полеводка, в музей-панораму «Алтай. История России» в гости к Артему Игнатенко.

Время встречи символично – коридор затмений. 11 февраля астрологи зафиксировали лунное затмение, 26 февраля – солнечное. Промежуток между этими космическими явлениями у алтайских народов и называется коридором затмений, временем, когда происходит трансформация энергии, когда на тысячелетие вперед формируется будущее, когда все люди, обладающие особым даром, встречаются и помогают солнцу вернуть утраченную энергию жизни.

– Люди очень мощные эргомы, и каждый может природе помочь, – рассказывает Артем Игнатенко. – Сейчас природа нас просит об этом. Своей биоэнергетикой, разбуженной песнями и обрядовыми танцами, мы может это сделать…

Себя Артем Игнатенко называет камом – человеком, умеющим камлать – разговаривать с духами. Он уверен, что встреча кама с кайчи в такой сложный космический отрезок символична. Кам – посредник между верхним и нижним мирами, кайчи – общается с духами древних богатырей.

Кай – горловое пение. Основной аккомпанемент – двухструнный щипковый инструмент – топшур. Возможно звучание комуса. Но одного, пусть даже самого виртуозного, исполнения для признания певца в звании кайчи мало. Кайчи исполняет десятки тысяч строк древних сказаний непрерывно в течение нескольких дней! Потому и говорят: кайчи – избранные духами.

Итак, мы присутствуем при таинстве. Ирысту сначала робко прикасается к струнам топшура, затем ритм становится все более четким, к нему присоединяется мощный голосовой удар, но он тут же смягчается высоким женским сопрано, и ты растворяешься в этих звуковых волнах, они уносят тебя куда-то вверх… Вместе с пламенем огня душа кайчи, поднимаясь по ступенькам звуков от самой земли до самого верха, начинает стучаться в небеса. Так он зовет дух древнего богатыря Маадай-Кара – защитника гор, степей и всех обитателей земли.

– Перепад от нижних тонов до самых верхних с незаполненной пустотой между ними – это нарушение всех законов сольфеджио, – поясняет Алтынай Баратова. – Но  такая манера исполнения придает песням-молитвам особую древнюю архаичность. Совмещение несовместимого. Это почти забытый сегодня жанр исполнения старинных национальных эпосов, и когда мы его воссоздали, многие услышали его и приняли. А ведь наши предки были уверены, что именно так звучит Вселенная. Когда мы только изучили этот древний стиль, было сложно воссоздать его. Но чем чаще исполняли, тем больше он, словно цветок, раскрывался. Невозможное оказалось возможным. И сегодня в этой манере мы исполняем героические эпосы, записанные в Чемальском районе, в Кош-Агаче. Конечно, в наше исполнение мы привносим что-то новое, но оно идет от самого сердца, а значит, во благо людям и Алтаю.

Кай сложно назвать музыкой в классическом ее понимании. Главный закон кайчи – импровизация, спустить небесное до земного и поднять земное до небес. На Алтае есть легенда о том, что когда кайчи поет, в образе белого старца послушать его приходит сам дух Алтая. 

Что больше всего тревожит сегодня людей, живущих в горах и предгорье? Не обрушит ли загостившаяся зима кару на род человеческий, не превратит ли в разрушительную  водную стихию накопленные снежные запасы? Говоря проще – не ждать ли нам нынче  все сметающего на своем пути наводнения? Люди, наделенные особым даром, уверены –  коридор затмений, образованный светилами в конце февраля,  дает шанс достучаться до небес и вымолить милости. На наших глазах начинается обряд умиротворения воды.

Ирысту Мегешев берет в руки можжевеловую веточку и «кормит» ею огонь. Так он угощает самого Всевышнего. Древняя молитва – это тихий шепот над огнем, в который по очереди забрасываются щепоти сахара и хлебные крохи. Время от времени пламя вспыхивает в знак благодарности за то, что в него вливают молоко. Вскоре помещение заполняется поистине божественным ароматом. И уже в этой ауре в завершение обряда под звуки топшура и комуса начинает звучать песня, призванная умиротворить духов, которым просьба кайчи чем-то могла не понравиться.

Еще пара минут – и все закончилось. Наступила тишина, которую  вот-вот готов взорвать наш суетный вопрос: «Ну, и что сказали духи?». Но, понимая ответственность момента, почтительно ждем, пока кайчи и кам заговорят сами:

Наводнение будет, но бояться его не надо. Мы будем продолжать просить духов, чтобы они уберегли людей от стихии. И если земля быстро примет снег, значит, нас услышали не только духи, но и  сами люди. Коридор затмений всем дает шанс.

После этих загадочных слов, кайчи устало снимает свою шапку, рассеяно бродят по грифу инструмента его пальцы. Что на самом деле узнал он из разговора с духами богатырей, он никому не расскажет.  Это его тайна,  его миссия избранного. После обряда Ирысту Мегешев уверен только в одном: свое творчество он посвящал и будет посвящать во благо людей и земли, на которой живет. Он – кайчи, и этим все сказано.

* Кайчи – народный певец-сказитель Алтая.

** Топшур – алтайский щипковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Обычно топшур используют кайчи для исполнения эпосов.

Поделиться
 

Оставить комментарий Правила комментирования

Войти с помощью: