«Булава» — оружие «Акулы»

Имя знатока истории Бийска и всего, что имеет к ней отношение, Александра Васильевича Забродина хорошо известно нашим постоянным читателям. На этот раз он делится с нами фактами из своей богатейшей коллекции, посвященными истории производства и запуска в СССР и России баллистических ракет.

Учитывая, что в Бийске в ФНПЦ «Алтай» на протяжении нескольких десятилетий делают твердое топливо для этих ракет, и то, что в этом году отмечается 100-летний юбилей Якова Савченко, четверть века возглавлявшего это предприятие, считаем, что и для наших читателей эта тема будет любопытной.

– Известно, что первые баллистические ракеты использовались и в мирных целях…

– Начнем издалека. Принято считать, что конверсия, применение новейших разработок в военной промышленности для гражданских целей, началась в период перестройки. Но это совсем не так. Например, в марте 1938 года была открыта первая в Алтайском крае почтово-пассажирская авиалиния Барнаул – Бийск. Линию обслуживали самолеты П-5А – гражданский вариант разведчика Р-5 конструкции Поликарпова. Встречу с этим самолетом описывает Шукшин в рассказе «Самолет».

Стратегический бомбардировщик Ту-95 и противолодочный самолет Ил-38, принятые на во­оружение в СССР и до сих пор стоящие на вооружении, тоже имели гражданские аналоги – пассажирские самолеты «Аэрофлота» Ту-114 и Ил-18.

Первые баллистические ракеты Р-1, Р-2, Р-5М, Р-11 одновременно строились в варианте геофизических ракет Р-1А Р-2А, Р-5 В и Р-11А, они использовались также для биологических исследований для подготовки полета человека в космос. С 1951-го по 1960 год на высоту от 100 до 450 км было запущено больше 30 собак в капсулах и скафандрах. Некоторые животные слетали в космос по два-три раза.

На базе БРДД (баллистическая ракета дальнего действия) Р-7 созданы РН (ракеты-носители) «Спутник», «Восток» и летающий с ноября 1963 года по настоящее время «Союз». В 1962 году принят в эксплуатацию «Космос» – гражданский вариант Р-12. Пусков этой ракеты вместе с модификациями произвели больше, чем всех остальных ракет-носителей в мире, вместе взятых. 

– Топливо для каких ракет производилось в Бийске?

– Решение о создании ракетной системы в противовес американской системе «Трайдент» приняли в 1971 году. Год спустя утвердили тактико-техническое задание. Ракеты имели несколько названий: РСМ-52, Р-39 «Осетр», изделие 3М-65, класс NATO SLMB SS-N-20 «Sturgeon». РСМ-52 не была полностью твердотопливной. Двигатели десяти разделяемых боеголовок стояли жидкостно-реактивные. Под ракеты проектировали носитель, для которого ввели новый класс: тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения (кратко – тяжелый крейсер ТК), проект 941 «Акула» (по классификации НАТО, которую применили затем и к ракетам, – «Тайфун»). В марте 1977 года начали строительство первого корабля проекта – ТК-208, 29 декабря 1981 года он вступил в строй. После усиленной эксплуатации с учебно-боевыми стрельбами комплекс в октябре 1983 года был принят на вооружение. В 2002 году он получил имя «Дмитрий Донской».

В апреле 1981 года для решения вопросов, связанных с постройкой ракет для нового комплекса, в Бийск приезжал Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков. За создание комплекса в октябре 1983 года группа ученых и конструкторов получила награды, в их числе Яков Савченко, награжденный второй медалью «Герой Социалистического Труда» и третьим орденом Ленина.

– В середине 80-х годов председателем государственной комиссии по испытаниям и приему в эксплуатацию ракетно-космического комплекса «Зенит» был наш земляк – летчик-космонавт СССР Герман Степанович Титов…

– Именно под его руководством 13 апреля 1985 года на Байконуре состоялся первый пуск этой ракеты. РН «Зенит» отличалась экологической чистотой и нетоксичностью используемых компонентов топлива и газов (топливо – кислород-водород). 25 сентября 2000 года, в день похорон Германа Титова, состоялся один из последних стартов РН «Зенит-2» с КА «Космос-2372» на Байконуре, ставший своеобразным салютом в его честь. Дни «Зенита» были уже сочтены. Он попал в число ненужных для РКА. Выбор был сделан в пользу устаревшего, но надежного «Союза».

В 1998 году началась очередная реорганизация РКК «Энергия», одним из следствий которой было плановое снижение количества ракет-носителей: из имевшихся в 2000 году восьми РН к 2005 году остались только тяжелый «Протон-М», средний «Союз-2» и легкий «Рокот», принятый на во­оружение в 1975 году.

Более успешная судьба, по всей видимости, ожидает «Булаву» – морской вариант ракеты «Тополь-М». Строительство первой российской ракетной АПЛ «Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей»), проектирование которой велось в СССР и для которой предназначается «Булава», было начато в ноябре 1996 года, и спустя 16 лет она все еще проходит испытания. Пуски «Булавы» с 2006 года ведутся с «Дмитрия Донского» – последней оставшейся АПЛ проекта 941 «Акула», специально пере­оборудованной для этой цели. 

– Большое спасибо за ваш рассказ. Надеемся, что это не последняя встреча с вами на наших страницах!

Поделиться
 

Оставить комментарий Правила комментирования

Войти с помощью: