Людмила Мокрецова: У педагога должны быть особенные личностные качества

Накануне учебного года мы встретились с ректором АГАО, чтобы узнать планы на будущее и поговорить – чем живет бийский вуз в очень непростое для системы высшего образования время.

С первых минут нашего разговора с ректором сразу отметила про себя – Людмила Алексеевна очень не любит слово «я». И, рассказывая о вузе, уходит от личной самоидентификации, предпочитая говорить «мы». Потому, что «мы» – это команда единомышленников, для которых нет недостижимых целей.

 

– Людмила Алексеевна, что вы почувствовали, когда узнали, что по результатам голосования вы – новый ректор АГАО?

– Ощущение огромной ответственности за ту работу, за которою взялась – разумеется, не одна, а вместе с командой – очень активной, энергичной и молодой. И поэтому те амбициозные задачи, которые сегодня стоят перед коллективом, я уверена, обязательно будут решены нашими общими усилиями. Конечно, ситуация сегодня в сфере высшего образования очень непростая, идет модернизация всего российского образования, а уж высшего – в частности. И, к сожалению, в сегодняшнем обществе недостаточно внимания уделяется региональному высшему образованию: да, концентрация на научных центрах – это замечательно и здорово, но при этом не должны забываться региональные вузы, которые несут свою важнейшую социально-культурную миссию.

– В новый учебный год вы наверняка входите с новыми планами и проектами…

– Если говорить о проектах нашего вуза, то у нас их много, и на августовском городском совещании я озвучила их главную мысль: по моему мнению, самая главная особенность нынешнего времени состоит в том, что все образовательные учреждения разного типа (дошкольные, школьные, средние) должны объединиться. И красная линия моего выступления была в том, что мы – не конкуренты, мы равноправные парт­неры. И чем будем ближе друг к другу, тем выше будет результат нашей совместной деятельности. Как говорится, один в поле не воин. И все наши проекты, все инициативы нашего вуза – они как раз напрямую связаны с системой образования города. Какие сейчас проекты у нас запускаются? Это, во-первых, создание базовых кафедр в образовательных учреждениях (все-таки наш вуз в большей степени готовит педагогов) и на предприятиях – у нас есть такие специальности, которые не связаны с педобразованием – это биоэкология, дизайн, туризм и экономика. Поэтому вполне очевидно, что у нас должны быть совсем другие базовые площадки. Что такое базовая кафедра? Это практика, ориентированная на образование. Следующий проект, который кажется нам достаточно интересным, – это расширение международного сотрудничества, и в рамках этого уже идет реализация программы двойных дипломов. Здесь у нас тоже большие перспективы: у вуза плотные связи с образовательными учреждениями Китая, Монголии, Казахстана, Германии, Америки – в этом году у нас складываются неплохие отношения между естественно-географическим факультетом и американским университетом. И вот это международное сотрудничество позволяет нам интегрироваться в международное образовательное пространство.

– То есть некая глобализация в сфере образования?

– Я к глобализации, если честно, отношусь очень осторожно. Потому что при глобализации мы можем потерять свое национальное лицо, свои уже наработанные традиции ведь в нашем советском, российском образовании есть много позитивного и положительного. Но в то же время мы не можем закрываться – жизнь сегодня меняется, меняются условия, поэтому мы должны входить в это мировое пространство, сохраняя свои националь­ные традиции.

– Как прошла кампания «Абитуриент – 2014»?

– В этом году у нас все замечательно с набором – дело в том, что мы, конечно, не успели развернуть приемную кампанию в том объеме, как бы хотелось, но тем не менее она удалась. Особенность этой приемной кампании в том, что повысили нижний предел по ЕГЭ, он стал 44 балла. С одной стороны, к сожалению, многие детки к нам не поступили, а с другой стороны, мы сделали более качественный набор. К примеру, у нас на некоторые факультеты средний балл ЕГЭ – 65 баллов, 62 балла на таких специальностях, как дизайн, педагогическое образование с двумя профилями, история и право. И это говорит о том, что к нам придут более подготовленные студенты. Большой набор у нас сделал художественно-графический факультет – по сравнению с прошлым годом они увеличили набор в два раза – благодаря той серьезной работе, которую факультет проводил с абитуриентами в течение всего прошлого учебного года.

– Педагоги говорят: студент нынче пошел совсем другой…

– Да, это так – студенты сейчас абсолютно другие и иные – как и школьники, да и дошкольники в том числе. И к сожалению, мы, педагоги, не всегда хотим менять свои технологии, подходы под этого совершенно нового студента или ребенка, если мы говорим про школу. Конечно, сегодня студенты, которые пришли к нам с высокими баллами, очень активны. Я бы, пожалуй, сейчас выделила их главную особенность: очень высокая жизненная активность. Поэтому в работе с ними нужны совершенно другие технологии – интер­активные, они сами должны сегодня выбирать свои траектории развития и образования. Им хочется участвовать в различных социальных мероприятиях, и это замечательно.

– Волонтерский отряд АГАО, который работал этим летом в зоне подтопления, – яркий пример такой жизненной активности. Наверное, испытываете чувство гордости за своих ребят?

– А какие еще чувства можно испытывать за этих ребят, кроме как гордость? Знаете, на них можно положиться и опереться, потому что, действительно, то, что они делали – настоящий подвиг. Понимаете, люди, которые идут в педагогический вуз, уже изначально понимают, что у них должны быть особые личностные качества – умение прийти на помощь другому человеку, прежде всего ребенку. Сегодня опять так меняется социум, что ребенку прежде всего нужно помогать. Вчера мы смотрели фильм, где у детей спрашивали, каким должен быть современный педагог. И дети говорили в первую очередь о личностных качествах: добрым, отзывчивым, понимающим. И лишь потом о том, что он должен быть интересным в своем предмете. Личностные взаимодействия, несмотря на то что мы входим в технократический век, остаются и актуализируются.

– Город с напряжением следил за ситуацией, связанной с черным списком неэффективных вузов, в который попала наша академия образования. Но все обошлось, и мы надеемся, что эта ситуация больше не повторится.

– Я бы тоже надеялась и была бы в этом уверена, если бы не видела, какие процессы сегодня происходят в системе высшего образования. И самый важный из них – укрупнение вузов, слияние… Этот процесс не прекращается. Для нашего коллектива в этом году стоит ряд серьезнейших задач – это прохождение аккредитации, в сентябре-октябре пройдет аккредитационная кампания, и это серьезное для нас событие. Кроме того, постоянный мониторинг; сейчас прошел у нас мониторинг по науке. И конечно, реализация тех проектов, о которых я говорила.

– Как отнеслась ваша семья к тому, что вы заняли столь высокий пост?

– Семья отнеслась положительно; если бы меня не поддерживали мои родные люди, то я не решилась на этот шаг. Семья всегда была готова к тому, что их мама работает много – написание кандидатской диссертации, докторской. Тем, кто прошел этот путь, не стоит объяснять, что это стоит для семьи – огромный труд… И слава богу, что в моей семье отношения выстроены так, что мы всегда поддерживаем друг друга.

– Что бы вы хотели сказать вашей команде?

– Хочу их поздравить с наступившим учебным годом и пожелать удачи, здоровья, творчества и выдержки.

Справка

За 22 года работы в Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина Людмила Алексеевна Мокрецова внесла весомый вклад в ее развитие на разных участках общественной и профессиональной деятельности.

Всю свою трудовую деятельность она посвятила педагогике, где добилась значительных успехов. Имя ученого в области педагогики высшей школы и управления образовательными системами профессора Л. А. Мокрецовой известно в широких научных кругах страны и ближнего зарубежья.

Она автор более 100 научных и учебно-методических трудов, среди которых учебные пособия, рекомендованные учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации, четыре монографии, научные статьи, опубликованные в ведущих отечественных и зарубежных журналах.

В сферу научных интересов Л. А. Мокрецовой входят управление образовательными системами, непрерывное образование человека, профессиональное образование.

Поделиться
 

Оставить комментарий Правила комментирования

Войти с помощью: