В другой реальности: чем заняты дети и подростки в социальных сетях

Для многих сегодня соцсети стали не только средством общения, но и полноценным продолжением реального мира. Особенно важными они стали для подростков – в виртуальном пространстве ребята стараются найти себя.

Современные школьники в соцсетях делают то же, что и в жизни, отмечают психологи. Здесь они общаются с друзьями, и не только с теми, кто живет в других городах. Разговор, который начался в школе, одноклассники продолжают в переписках. А снимки, сделанные во время прогулок, обсуждают в Интернете.

В социальной сети можно слушать музыку, смотреть кино. Для многих соцсети уже заменили привычные поисковики – там гораздо легче найти нужный фильм или трек. Кто-то с помощью соцсетей даже учится. Ученики 7б класса в группе успевают и новостями поделиться, и подсказать правильное решение домашней работы по алгебре. Собственное сообщество ребята создали еще в начальной школе. В первые годы здесь они делились фотографиями с праздников, а потом нашли и другие плюсы. Теперь все могут быть в курсе последних событий – изменения в расписании уроков или будущей контрольной.

Самые предприимчивые в соцсетях успевают зарабатывать. Например, продавать единомышленникам за символическую плату собственное творчество. Бийчанку Елену удивило то, как ее дочь получила первую зарплату. Шестиклассница прекрасно рисует, поэтому на летних каникулах стала продавать свои работы в тематической группе. Девочка создавала авторских персонажей, которых предлагала другим юным художникам. Арты бийской школьницы разбирали на ура, а заработанные деньги она тратила исключительно на картины других авторов.

Как и в реальной жизни, в виртуальном пространстве подростки сталкиваются с негативными явлениями. Специалисты утверждают, что наибольшую опасность для школьников представляет кибербуллинг – травля в Интернете. Оскорбления и насмешки продолжаются онлайн, а от жестоких комментариев, фотографий или унизительных видео­записей жертвам невозможно скрыться.

В последнее время общество активно обсуждает еще одну сетевую угрозу – «группы смерти». Вступая в них, дети присоединяются к виртуальной игре, которая склоняет их к суициду. Одним из участников такой группы стал 15-летний житель Горно-Алтайска. Школьника, которого принуждали к самоубийству, удалось спасти. Сейчас обстоятельства произошедшего устанавливает следствие.

Чтобы избежать подобных опасностей, уполномоченные по правам ребенка предлагают запретить детям пользоваться соцсетями до 14 лет. Воплотят ли эту идею в жизнь, пока неизвестно. Но инициатива уже вызывает много споров: одни полностью поддерживают запрет соцсетей, другие же предлагают не ограничивать сайты, а вместо этого учить подростков фильтровать информацию.

МНЕНИЯ

Стоит ли запрещать школьникам пользоваться социальными сетями?

Татьяна Михайловна, учитель общеобразовательной школы:

– Запретить соцсети детям до 14 лет нужно ради их же безопасности. Уже не раз сталкивались с ситуациями, когда со школьниками под вымышленными именами начинали переписываться взрослые люди.

Ученикам начальной школы вообще не стоит заводить аккаунты. В 7–10 лет дети еще не научились общаться абстрактно, им не о чем переписываться с друзьями. Максимум, что они могут делать в соцсетях – смотреть их фотографии. Дети постарше уже начинают практически относиться к этому – создают группы своего класса или параллели, выставляют там общие фотографии, расписание уроков, узнают домашнее задание.

Если же у ребенка есть своя страница, нужно всегда ее контролировать. Смотреть, какие фотографии выставляет, кто у него в друзьях, с кем он переписывается, какие группы посещает. Особенно внимательно нужно отнестись к людям, которых ребенок не знает в реальности. У детей в этом возрасте еще нет чувства опасности, они не думают, что кто-то может их обидеть или обмануть, и легко могут попасться на удочку непорядочного взрослого.

В школах как минимум раз в год проводят родительские собрания, посвященные безопасности в Интернете. Но как показывает практика, больше половины семей не интересуются, чем дети занимаются в Сети. Не нужно забывать, что никто не сможет следить за этим, кроме родителей.

 Дмитрий Матюшонок, администратор сообщества «Типичный Бийск»:

– В нашем сообществе школьников немного – примерно 5 % девочек и 3 % мальчиков, но они активно участвуют в обсуждениях. Запрещать или разрешать им регистрироваться в соцсетях должны родители, но никак не закон. Интернета в целом это тоже касается. Обычные пользователи не должны страдать из-за матерей, которые сами сначала отстранились от воспитания своих детей, «отправив» их в Интернет, а теперь требуют его ограничить.

Следует понимать, что для ограничения использования соцсетей или вообще Интернета нужно создание ряда фильтров и дата-центров. Разумеется, это скажется на стоимости интернет-трафика в целом.

Если мама беспокоится, что ребенок может увидеть в Сети что-нибудь не то, стоит настроить родительский контроль на ПК или купить фильтр для ограничения трафика. В крайнем случае можно просто отключить Интернет – пусть отпрыск книги читает.

Алена, мама 13-летней дочери:

– В соцсетях дочка зарегистрировалась в 11 лет. Сначала начала общаться с ребятами на форуме компьютерной игры, а потом стала переписываться с ними «ВКонтакте». В следующем году, наверное, придется ограничить время, которое она проводит в Интернете – дочь начнет готовиться к экзаменам, и нужно будет серьезно заняться учебой.

В соцсетях для детей много вредного, но запрещать их совсем было бы неправильно. Когда наши дети вырастут, мир будет еще более виртуализирован. Те, кто хорошо будет ориентироваться в Сети, смогут найти себя и в жизни.

Сейчас дети ищут то, что им интересно: обрабатывают фотографии, делают ролики, рисуют мультфильмы. В соцсетях они могут посмотреть, что умеют другие, чему-то у них научиться. Плохо, что детским любопытством могут воспользоваться взрослые. Когда появилась информация о «группах смерти», я старалась больше о них узнать, предупреждала дочь о возможной опасности. Нужно быть внимательным к тому, что делает ребенок не только в Интернете, но и в реальной жизни. Как он себя ведет, чем интересуется, о чем думает, с кем дружит, какое у него настроение? С детьми нужно быть в добрых отношениях, общаться на равных, тогда и они будут делиться с вами своими переживаниями.

Поделиться
 

Оставить комментарий Правила комментирования

Войти с помощью: