В бийском трамвайном управлении знают способы вывода предприятия из кризиса, но для этого нужны начальные вложения

«БР» продолжает следить за ситуаций в Бийском трамвайном управлении. МУП переживает тяжелые времена: накопились долги перед налоговой службой, парк нуждается в модернизации, а средств на развитие нет. Что могло бы измениться к лучшему, окажи властные структуры  предприятию финансовую помощь, и как далеко трамвай от своего последнего маршрута – об этом рассказывают специалисты Бийского трамвайного управления.

Как и в любом общественном транспорте Бийска, сегодня проезд в трамвае стоит 17 руб. 50 коп. По факту же затраты на перевозку одного пассажира выше. Ольга Кудашова, главный экономист Бийского трамвайного управления, рассказывает, что просчитав работу предприятия за первый квартал 2017 года, специалисты пришли к заключению, что реальная стоимость проезда в бийском трамвае сегодня составляет 22 руб. 07 коп. При этом город компенсирует разницу не от этого тарифа, а от 20 руб. 21 коп. Именно такую стоимость проезда Бийскому трамвайному управлению утвердили в отделе ценообразования администрации города, куда трамвайщики передали свои экономические обоснования.

Впрочем, в БТУ поясняют: так было всегда. Полную стоимость проезда муниципалитет им никогда и не возмещал. Во всяком случае, в последние годы. В итоге предприятие работает себе в убыток, наживая новые долги.

В таких условиях задумываться о модернизации не приходится. Хотя, конечно, хотелось бы. Тем более что и возможность была. Но как всегда, все упирается в деньги.

С 2012 года в регионе действует краевая программа «Развитие городского электрического транспорта». Первый ее этап завершился в 2016 году, сейчас идет второй, рассчитанный до 2022 года. В него Бийск не попал. А вот в начале формирования программы наш город значился, но, увы, до реального участия, то есть до запланированных капитального восстановления и модернизации 35 единиц подвижного состава и электрической составляющей еще 18 вагонов, дело так и не дошло. Программа была рассчитана на реализацию исключительно на условиях софинансирования. Внести свою лепту –  около 42 млн руб. за пять лет – муниципалитет не смог: не позволил бюджет. Меж тем на первый этап на весь край выделялось около миллиарда рублей –  на Барнаул, Бийск и Рубцовск. Таким образом, привлечь можно было бы хорошие средства.

А ведь именно модернизация и могла бы помочь предприятию выбраться из растущих долгов. Например, как снизить потребление электроэнергии вагонами более чем на 40 %, выход нашли давно. Но на реализацию нужны деньги.

Сегодня парк трамвайного управления составляет 97 вагонов. Один стоит на капремонте, 19 вагонов законсервированы. Эксплуатируют оставшиеся 77. Часть из них находятся на текущем  ремонте, на техобслуживании, на ежедневном обслуживании. В итоге на линию ежедневно выходят 43 вагона.

Один из них –  тот, что курсирует по городским трамвайным маршрутам под номером 243, –  пример для остальных. В 2010 году в Бийске появился этот синий вагон Усть-Катавского завода: современный, четырехдверный и, самое главное, с электронной системой управления.

– Сегодня наша мечта –  перевести на такую же систему все наши вагоны, – признается Ольга Бортникова, начальник производственно-технического отдела. – Провести все работы мы могли бы своими силами, нам бы только тяговые электронные приводы получить. Но каждый из них стоит почти миллион рублей. Затраты на замену старого реостатно-контакторного привода на электронное оборудование окупилось бы уже через 5 лет.

Подобные приводы позволяют экономить до 40 % электроэнергии. А это вторые по величине расходы управления после выплат заработной платы.

Электронная система управления сегодня стоит на всех новых трамвайных вагонах, выходящих с заводов. Правда, отдельным нашим трамвайчикам уже по 30 лет, но и на них можно поставить современное оборудование. Тогда и ход вагона будет плавнее, а значит, механическое воздействие на все детали – меньше, т. е. они дольше и прослужат. В соседнем Новосибирске уже начали переводить электротранспорт на электронный тяговый привод. Первые результаты экономии не заставили себя долго ждать. 

Максим Келлер, главный инженер Бийского трамвайного управления, недавно вернулся со всероссийской выставки «Электротранс-2017» с определенными выводами: там, где общественный транспорт находит поддержку сверху, он развивается, и развивается стремительно. При этом практика большинства городов показывает:  трамвайным управлениям нужен лишь толчок, дальше предприятия сами «встают на рельсы» безубыточной работы. Главное, чтобы компенсация от муниципалитетов велась от реальной расчетной стоимости проезда.  Тогда не то что о выживании, о развитии думать можно.

Но, увы, мы видим и другие примеры: в городах с населением 200– 250 тысяч человек трамваи перестают ходить. В итоге стоимость проезда на другом виде транспорта начинает ползти вверх.

Автобус – это, конечно, удобно. Маршрутная сеть развита, пассажира забирают чуть ли не у подъезда. Но ведь и автотранспорта явно не хватает. С того же Зеленого Клина утром попробуй уехать, даже пазики идут, набитые битком. А ведь когда-то тут планировали провести трамвайную линию: собственно, именно для таких густонаселенных жилмассивов трамвай и рассчитан. У него и вместимость больше, и мамы с колясками войдут, и ребятня с санками зимой. А сегодня, даже появись финансовая возможность, еще попробуй «впиши» трамвай в Зеленку: обводной дороги и на автомобили не хватает – всюду обступили торговые центры и автосалоны.

Но у нас получилось наоборот: в Бийске огромная протяженность путей лежит через частный сектор, где пассажиропоток в разы ниже. Но трамваи выходят на линию, с 5 утра до 12 ночи, и везут одного-двух пассажиров, а порой и вовсе пустые идут. Все потому, что трамвай – действительно социальный вид транспорта.

Увы, говорят трамвайщики, мало кто из бийчан об этом задумывался. Трамваи ходят по расписанию,  значит, все нормально. А вот когда в Заречье начались отключения электроэнергии и маршруты укоротились, заметно стало сразу. Теперь представьте это в масштабах города. И это не что-то потенциально возможное в будущем. Это неизбежно подступающее настоящее, если выход из кризиса не будет найден. Трамваев уже лишились Архангельск, Астрахань, Воронеж, Иваново, Ногинск, Рязань, Шахты. В Дзержинске держались до последнего, пока в вагонах не начал проваливаться пол. В итоге сиротливо остались трамвайные пути, о которые запинается полгорода. Остались не из-за надежды на возрождение электротранспорта. Просто убирать их дорого…

Сложа руки в Бийском трамвайном управлении не сидят, ищут дополнительные возможности предприятию заработать. Так, и реклама появляется, и механический цех (наличием которого, кстати, единицы трамвайных управлений по стране могут похвастаться) оказывает услуги металлообработки. Но все это – капля в море. Петиция президенту стала криком души, когда на просьбу обратить внимание на БТУ на региональном уровне был получен ответ, что 131-й Федеральный закон запрещает субъектам федерации вмешиваться в хозяйственную деятельность муниципальных предприятий.

– Я понимаю, что бюджеты и края, и города сегодня очень напряженные, – говорит Станислав Дроздев, директор МУП г. Бийска «Трамвайное управление». – Денег просто нет. Но вода камень точит… Надеюсь, о наших проблемах услышат. Мне кажется, что сейчас главное –  пережить кризис – не только наш, в трамвайном управлении, вообще в стране. И тогда, возможно, что-то сдвинется. Только бы не было поздно…

 

Поделиться
 

Оставить комментарий Правила комментирования

Войти с помощью: