Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В Бийске попытаются спасти вековой памятник зодчества

Дом по пер. Мопровский, 13.

Будущий собственник здания должен будет соблюдать охранные обязательства

Муниципалитет выставил на продажу памятник архитектуры - деревянный дом, расположенный в старом центре за зданием полиции Бийска. У него сразу два адреса: ул. Пролетарская, 5, и пер. Мопровский, 13.

Резной, но в трещинах

Дом стоит не на красной линии, так что, скорее всего, немногие бийчане знают, о каком именно здании идет речь. При желании можно прогуляться, посмотреть на него – всего  150 метров с ул. Советской в сторону реки.

Когда именно дом был построен – данные расходятся. В одних документах указан 1908 год, в других – 1909 и 1910 годы. Мало известно и об истории самого здания. В справочных материалах оно указано просто как «Жилой дом».

Зато характеристика полная: двухэтажный бревенчатый дом, фасады обшиты тесом. Примыкает двухэтажная дощатая пристройка сеней, где устроена лестничная клетка. Объемный декор геометрического рисунка окон и аттиков контрастирует с ажурными элементами карнизов.

Отмечается, что все фасады имеют ярко выраженное декоративное убранство, идентичное по оформлению. Накладные элементы из ажурной резьбы на уровне кровли заканчиваются парапетными квадратными тумбами с пропильной резьбой. Окна на первом и втором этажах обрамлены наличниками, украшенными пропильной и накладной объемной резьбой. На наличниках размещены токарные рюмочки, полуколонны с каннелюрами, внизу свесы в виде шишек.

«Здание является примером городского деревянного дома 20 века с резным декором в формах эклектики с элементами традиционного народного зодчества», - говорится в описании дома.

При всем этом состояние здания в целом оценивают как неудовлетворительное. Стены имеют продольные трещины и поражены гнилью. Кровля - с протечками и просветами.

Теперь муниципалитет ищет дому нового собственника. Здание, площадью 110 кв. метров, с земельным участком в 244 кв. метра выставили на торги за 550 тыс. руб.

В последний список городского имущества, которое предлагается под приватизацию, этот особняк внесли в ноябре 2022 года. Однако, если найдется желающий приобрести вековое здание, новому собственнику придется взять на себя и охранные обязательства по сохранению культурного наследия. Оно включает в себя работы по восстановлению и поддержанию состояния памятника.

Нужен хозяин

Проект будущего восстановления особняка подготовили в барнаульской мастерской «Ренессанс». Ее руководитель Анатолий Машонкин хорошо знаком с архитектурным наследием Бийска. Например, именно он подготовил план реставрации некогда визитной карточки города, – Фирсовского пассажа.

В том, что нужно спасать и другое бийское наследие, Анатолий Алексеевич не сомневается.

- У вас в городе большое число памятников культурного наследия, и это не только пассажи или кирпичные здания. Вот такие дома, как на Мопровском, - это тоже часть истории Бийска, и ее обязательно надо сохранять, - говорит Анатолий Машонкин. - В крае очень мало подобных зданий, с такой богатой резьбой. Хорошо, что они сохранились хотя бы в Бийске, потому что в Барнауле, к сожалению, многие дореволюционные постройки погибли в огне во время опустошительного пожара 1917 года.

Реставратор также поясняет, что не нужно со скепсисом относиться к тому, что памятник построен из дерева, и приводит пример Швеции, где деревянные дома стоят уже половину тысячелетия.

- У дома на Мопровском тоже неплохие перспективы, если им заняться. Важно обеспечить гидроизоляцию снизу и сверху, и тогда можно постепенно вести работы, - говорит реставратор. – Было бы желание и хозяин.

К тому, что здание выставили на торги, нужно относиться в контексте времени, уверен Анатолий Машонкин. Иногда – это самый верный способ спасти памятник от разрушения и забвения. До ближайшего примера - всего 450 метров. Пассаж Клевцова, больше известный самим бийчанам как госпиталь, очистили от пристроек, пыли и уныния. Старое здание, одно из красивейших в городе, стало преображаться, именно попав в частные руки. Та же история – с аптекой Горбунова.

У деревянного здания в пер. Мопровском, по данным «БР», тоже есть все шансы уйти с молотка, а не кануть в историю бесконечной чередой аукционов, не состоявшихся ввиду отсутствия заявителей.

Он же памятник

Вообще, что делать с памятниками истории и архитектуры, которые официально называются памятниками культурного наследия, в Бийске обсуждали не раз. И каждый раз мнения расходятся.

В какой-то степени такие здания превращаются в тот самый пресловутый чемодан без ручки. Да - красивые, да – история, да – уникальные. Но чтобы даже не то, что отреставрировать их, хотя бы поддерживать в нормальном состоянии, потребуются колоссальные расходы, сопоставимые с половиной городского бюджета. Любые работы на зданиях с подобным статусом – дороже вдвойне.

Вообще юридическая история с бийским наследием уходит корнями на 30 лет назад.

Еще в 1991 году Бийский горсовет признал исторические постройки особо охраняемыми, а в 1994 году в крае присвоили 141 зданию в Бийске статус объектов культурного наследия регионального значения. Был среди них и резной дом в пер. Мопровском.

Намерения были понятны. Тогда была уверенность, что на сохранение исторического наследия пойдут деньги из федерального бюджета. Однако оказалось, что если государство и будет выделять средства на памятники, то избранно. Отремонтировать все и тем более сразу не потянул бы даже федеральный бюджет.

В итоге исторические постройки обросли статусами и охранными обязательствами. А учитывая, что многие из них - те, что отнюдь не пассажи, а заваливающиеся двухэтажные деревянные дома, являлись на тот момент жилыми, возникли проблемы. Собственники есть? Вот пусть они и занимаются реставрацией исторического населения: консультируются с историками, составляют сметную документацию, находят специальных лицензированных подрядчиков и оплачивают строительные работы. И это при том, что жили в таких вековых особняках люди отнюдь не богатые. Более того, из-за статуса дома, даже рассыпающегося, хозяева не могли претендовать, например, на участие в программе расселения ветхого жилья, ведь нельзя же сносить памятники. В последние годы эта коллизия, к счастью, стала решаться.

Но даже часть самих историков забили тревогу: слишком много в Бийске домов со статусом, при том что историческая ценность некоторых из них – под вопросом, и ограничивается, например, всего лишь наличниками на окнах. Так не проще ли просто снять их с дома и передать в музей, а само здание статуса лишить? Но это тоже оказалось непросто и дорого – несколько сотен тысяч рублей за экспертизу - памятник дом или нет. И это в расценках десятилетней давности.

По той же причине, говорили ранее в мэрии Бийска, непросто отдавать памятники в «хорошие руки» всего за рубль. К зданию должны прилагаться охранные обязательства и дизайн-проект, составление которых которые обходится в 600-800 тыс. руб. Но главное - чтобы был толк.

Комментарии (4)

1000

Авторизоваться:

Гость

В этом доме вообще то живет большая семья, уже не одно поколение. Крышу недавно отремонтировали, дом содержат в хорошем виде, аккуратные. Кому его продовать?

Гость
Гость, ну так пусть эта большая семья и выкупит, цена то копеечная, а семья если большая то и выплат от государства много наполучали, или на дармовщинку даже при копеечной цене хотят получить?
Ответить
Пузо Порфирия

Нового собственника изрядно обветшавшего дома властям не найти. Легко сказать "работы по восстановлению". Сложно это и накладно. Ни один частник за такое добровольно не возьмется. Например: не знаю как сейчас, а в советское время вроде каждый год проводились плановые работы по антисептированию бревенчатых построек музейного мемориального комплекса в Шушенском(где Ленин был в ссылке).

Ага

Памятники архитектуры находятся под охраной государства, но их содержание лежит на плечах собственников и нищих муниципалитетов, для которых разработка проекта и работы по реконструкции с учетом их дороговизны и сложности становятся непреодолимым препятствием. Тем самым государством созданы условия, при которых памятники архитектуры скорее будут утрачены, чем сохранены и восстановлены, при этом виновник утраты всегда найдется