Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Бийский трамвай может уйти под внешнее управление

В начале декабря трамвайное управление ждет очередной суд в рамках процедуры банкротства.

Вопрос о судьбе Бийского трамвайного управления (БТУ) в повестке заседания Думы изначально не значился. Но депутаты попросили его внести, пригласив в качестве докладчика Сергея Елясова, директора БТУ.

 

Он рассказал об основных мероприятиях, проведенных на предприятии за полтора года его руководства, а дальше последовала долгая и жаркая дискуссия, почему город должен переводить десятки миллионов рублей предприятию, не способному самостоятельно держаться на плаву, и не пострадают ли пассажиры, пока мэрия пытается спасти банкротящееся предприятие. Примечательно, что главными спикерами стали члены партии власти – единороссы, от которых прозвучало немало критики в адрес БТУ и городской администрации.

 

 

Сергея Елясова пригласили на Думу в качестве основного докладчика по проблемам БТУ.

Долгов у БТУ много, и все перед налоговой инспекцией. Летом 2017 г. налоговики уже подавали заявление о банкротстве трамвайного управления, но потом дело затихло. Какая сегодня задолженность у трамвайщиков? Таким был главный вопрос депутатов.

 

Сколько налогов предприятию начислено за 2018 год, директор БТУ сказать не смог, но точно знал, что с момента его вступления в должность (в июне 2017 года) вышло 63 млн руб. Из них уплачено около 45 млн руб.

– Получается, по два с половиной миллиона рублей долгов в месяц, – резюмировал Сергей Ларейкин.

 

Сергей Елясов с такими подсчетами не согласился.

– Мероприятия, начатые в управлении, дали эффект не с первого дня, – протестует директор БТУ. – Только после полугода ситуация начала выправляться. Не бывает так: не платили, не платили, а я пришел – и стали платить. Сегодня предприятие работает без убытков.

Сергей Елясов выразил уверенность, что если бы на сегодняшний день прежние долги предприятия не учитывались, то БТУ могло бы работать в ноль. Конечно, при условии, что пассажиропоток не будет снижаться.

 

Именно за «ноль» и ухватились депутаты. Так, Руслан Курасов называет, сколько средств бюджета просит БТУ на 2019 года – больше 30 млн руб. плюс субсидии за проездной.

– Вы говорите, что будете работать близко к нулю, – продолжает Сергей Ларейкин. – В бюджете для БТУ заложено 30 миллионов. К какому это нулю? Я подсчитал, получается, ездишь ты на трамвае или не ездишь – через бюджетную систему каждый бийчанин перечисляет БТУ 140 рублей.

 

Директор трамвайного управления тут же поясняет: выходить в ноль готовы, но только с учетом субсидий из городского бюджета, как раз тех самых 30 миллионов рублей.

– Сегодняшняя ситуация на предприятии сложилась из-за того, что муниципалитет не полностью компенсирует выпадающие доходы, которые предприятие несет. Если переходить на коммерческую основу, трамвай перестанет быть социальным видом транспорта. Тогда мне выгоднее утром выводить составы, чтобы увезти людей в промзону, и вечером, чтобы доставить их обратно. А днем или в вечерние часы пусть трамваи стоят в парке. Спокойнее будет, – уверен Сергей Елясов.

 

Выправлять ситуацию пытаются снижением издержек. Начали с переоборудования тяговых подстанций, а закончили сокращением рейсов. С 1 ноября трамваи ходят по новому тестовому расписанию. Убрали «лишние» рейсы по всем маршрутам. Так, в будни выход трамваев на линии стал реже на 61 рейс. Но и здесь однозначно положительного результата добиться не удалось. Вместе с сокращенными рейсами ушли и пассажиры – пересели на автобусы. В общем, найти золотую середину пока не удается.

– Тогда почему вы публично говорите обратное? Когда мы открыли муниципальную газету и увидели интервью с вами о развитии трамвайного управления, то удивились, – не скрывает Сергей Ларейкин, – потому что на прошлом заседании Думы мы говорили о долгах БТУ в 120 млн руб. Это предбанкротное состояние! Неужели за такой короткий период вы так рванули вперед, что рассматриваете возможность приобретения автобусов?

 

За директора БТУ отвечал мэр.

– Другого пути у трамвайного управления нет, – говорит Александр Студеникин. – Не надо жить сегодняшним днем. Смотрите на перспективу. В городе прибавляется 5–6 тысяч автомобилей в год. Через несколько лет нас ждет транспортный коллапс. И трамвай снова будет востребован.

 

– Концепция понятна, – отмечает депутат Евгений Беляев. – Трамвай выживет, если ему обеспечить статус хребтового транспорта, то есть избавить от конкурентов по маршрутам. А разыгрывать конкурс по перевозкам будем только в 21-м году. До 2021 года доживем. А потом что? Реструктуризация? Автобусы? Процедура банкротства все ближе, и она не является прозрачной. Было бы логично все эти шаги – деньги, налоги, сокращения, в том числе и планируемые, сделать прозрачными. Но мы только слышим в докладе директора, что он пришел работать полтора года назад. А сколько ему там осталось работать? Если два понедельника, то о чем говорить? Мы говорим за предприятие, а не за чью-то трудовую книжку. Нам нужно понимать, что делать с трамвайным управлением. Нарисуйте нам план.

 

– Уже рисуем, – отвечает Александр Студеникин.

 

Сергей Ларейкин попросил, чтобы к февральской сессии депутатов гордумы администрация представила план вывода из кризиса БТУ с четкими сроками и контрольными точками, по которым можно было бы сверяться, по плану все идет, или нет.

 

 

Депутаты активно обсуждали судьбу бийского трамвая.

Меж тем, что бы чиновники и депутаты ни придумывали по спасению бийского трамвая, решать это нужно скорее. Процедура банкротства Бийского трамвайного управления запущена вновь. Началась она еще в июне 2017 года, однако до банкротства дело не дошло и процедура была приостановлена, поскольку в течение всего этого времени БТУ оспаривало требования налоговой инспекции, Пенсионного фонда и Фонда соцстраха.

 

Теперь же арбитражный суд возобновил процедуру, и уже на 6 декабря назначено первое судебное заседание. На него будет вынесен вопрос признания БТУ несостоятельным и введения на предприятии наблюдения с арбитражным управляющим. Процедура эта может тянуться на протяжении полугода и затем перейти в фазу внешнего управления. То есть по факту руководить предприятием будет назначенец кредиторов. Внешнее управление может продолжаться два года. По-хорошему, задача на этот период поджать все затраты, пройти через оптимизацию и выйти на путь оздоровления. Другой исход, если выйти на безубыточность не удастся, – ликвидация трамвайного управления и продажа всех его активов, чтобы покрыть долги, пояснила Ирина Ломоносова, первый заместитель главы города.

– То есть руководить предприятием будет другой человек, и мы потеряем над трамвайным управлением контроль, – поясняет Сергей Ларейкин. – Может быть, не нужно доводить до такой стадии? Необходим план развития трамвайного управления с выплатой налоговой задолженности.

 

– Если после введения процедуры наблюдения мы заключим мировое соглашение, то должны будем предоставить план погашения задолженности. Покрыть долги мы обязаны будем в течение года, – говорит Ирина Анатольевна. – Напомню, это 123 млн руб. У нас таких денег нет. Да, к внешнему управляющему переходят все функции руководства. Мы не говорим, что администрация как учредитель будет управлять этим предприятием. Мы как учредитель это предприятие скатили к банкротству.

Вот на такой минорной ноте закончилось обсуждение судьбы Бийского трамвайного управления. Что дальше? Поживем – увидим.