Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Евгений Пазников: наукоград должен стать брендом

Статус наукограда Бийск получил в 2005 году.

До сих пор мы, бийчане, как будто стесняемся того, что Бийск - наукоград. Почему и как переломить ситуацию, об этом говорим с Евгением Пазниковым, начальником управления стратегического развития и экономики города Бийска.

 

– Евгений Александрович, давайте начнем с самого понятия «наукоград». Что дает этот статус?

 

– Нужно верно воспринимать сам статус наукограда: это данность, которую мы подтвердили. Мы доказали, что наш город – один из 13 наукоградов, которые соответствуют определенным критериям по выпускаемой наукоемкой продукции, по численности научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава, по доле научных исследований, которые проводятся. Мы всем этим требованиям соответствуем, и мы должны этим гордиться.

 

– Средства, приходящие в Бийск по линии наукограда, тоже неплохой «бонус».

 

– За всю историю с момента обретения статуса наукограда, с 2005 года, в Бийск поступило около 2 млрд руб. Все эти средства в соответствии с законодательством шли на структурные объекты – дороги, школы, детские сады, инженерные системы. Это то, чем каждый бийчанин пользуется. Безусловно, нам важны эти дополнительные финансовые инструменты, которые приходят в город.

С прошлого года механизм финансирования наукоградов несколько изменился. Теперь две трети тех объемов, которые положены наукограду, идут на те же инфраструктурные объекты. В этом году – это ремонт улицы Ленинградской, частично затраты на ремонт Больничного взвоза, модернизацию уличного освещения. А вот оставшаяся треть начиная с прошлого года на общем конкурсе распределяется среди научно-производственных предприятий Бийска. Это то, о чем мы так долго говорили – средства, выделяемые именно на развитие научных направлений.

 

Капитальные вложения по линии наукограда за последние 10 лет. Инфографика: Сергей Левит, "БР".

 

– Тем не менее в самом Бийске слово «наукоград» произносятся с сарказмом. Я говорю о рядовых жителях. Сколько уже определений, схожих по названию, Бийску придумали...

 

– Конечно, я все это вижу, прежде всего в социальных сетях. В других наукоградах – то же самое. И там так же можно услышать: «Какой мы наукоград? То ли дело – Бийск!» И в других городах, как и у нас, это во многом связано с некой неосведомленностью людей, далеких от науки или производства. Поверьте мне, добиться статуса наукограда и соответствовать этим критериям было не так-то просто. Это действительно жесткий отбор между городами. Вот, например, готовясь к продлению статуса наукограда Бийску в 2017 году на 15 лет, мы с предприятиями, городской администрацией и краевыми структурами только необходимый комплект документов готовили полтора года. Это только все требования подтвердить реальными цифрами. А ведь на эти показатели сначала нужно было выйти. Это и объемы выпускаемой и отгруженной наукоемкой продукции, и наши исследования. Поэтому когда говорят: «Ну, не совсем мы наукоград» – я могу только сказать: «Не совсем это так». Возможно, нужно было раньше развивать и бренд наукограда. Например, сегодня фармацевтическая продукция наших предприятий выходит под брендом «АлтайБио» – это знак нашего фармакластера. Он уже стал узнаваем, он вызывает доверие. Так же нужно позиционировать и наукоград Бийск в целом. Сейчас как раз ведется работа над этим.

 

 – А где пока можно ознакомиться с разработками Бийска как наукограда?

 

– Если кто-то хочет получить информацию, он ее найдет. Главное – заинтересоваться. Когда мы говорим о разработках, о наукоемкой продукции, надо понимать, что наукоград – это не одна организация. У нас в Бийске 45 только крупных и средних предприятий, которые входят в научно-производственный комплекс. Также и малый бизнес частично является наукоемким. Всего – более 200 предприятий. Всю информацию от них и об исследовательских организациях мы собираем в дайджест новостей промышленности и научной сферы.

Кроме того, мы запустили бизнес-навигатор наукограда, в котором аккумулирована информации не только о работе предприятий, но и о подготовке кадров для них. Кроме того, есть много мероприятий, на которых можно больше узнать о достижениях наукограда. Так, в октябре мы проводили фестиваль науки в рамках всероссийского мероприятия, уже в восьмой раз. У нас он проходил на разных площадках, в том числе производственных. Такие мероприятия дают бийчанам, особенно подрастающим, возможность узнать, что происходит в научной сфере, в промышленной, какая продукция выпускается, какие разработки есть.

 

– То есть это ставка на будущее: привлечь молодежь в науку сегодня, чтобы завтра получить специалиста?

 

– Конечно. Но важно не только дать образование, но и удержать эти кадры. И молодых специалистов одним интересом не удержишь. Город должен предложить и работу, и достойную заработную плату, и комфортную городскую среду, и досуг. Всего этого не достичь без промышленного роста. Будут успешные предприятия – будет экономика. Это то, над чем нужно работать. Сегодня мы подвели итоги первого полугодия и видим: у нас есть рост объемов производства и инвестиций.

 

– Наверняка хочется развивать и новые производства. Я знаю, для тех, кто готов зайти в Бийск, вы предлагаете технологические площадки. Чем это вызвано?

 

– Мы сегодня наблюдаем такую картину: предприятия, начинавшие как малые, сегодня переходят в средний бизнес. Средний бизнес в свою очередь стремится к расширению. И для того, чтобы такие предприятия развивались именно в нашем городе, мы пошли по пути создания таких промплощадок. Эти земельные участки расположены в разных районах города, чтобы логистика для предприятий, которые на нее зайдут, была удобной. Предполагается, что на период становления предприятия и до его выхода на проектную мощность будут применяться специальные льготные условия по аренде.