Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

На грани: от древнего народа в Бийске осталось 2,5 тысячи человек

В БКМ им. Бианки работает экспозиция, посвященная кумандинцам

Скифы, хазары, готы, языги, кельты…все эти народы считаются исчезнувшими с лица Земли. Когда-то давно слава о них гремела, молва переносила из уст в уста их смелость, храбрость или бесчинства и жестокость.

Несмотря на былое величие, с годами их традиции стали забываться, исчезал язык и постепенно народы либо вовсе переставали существовать, либо столь глубоко ассимилировали, что становились лишь отдаленным напоминанием о себе.

В Бийске есть народ, численность которого на сегодняшний день не превышает 2,5 тысячи человек. Это кумандинцы. Скорее всего, термин как таковой вам знаком, но известны ли подробности? Наверняка, нет.

Тем интереснее, что наш город, что называется, впереди планеты всей – в Бийском краеведческом музее имени В. В. Бианки на постоянной основе начала работу экспозиция, посвященная истории, традициям, быту кумандинского народа.

Инициативу сотрудников музея поддержали на краевом уровне, проект одержал победу и выиграл губернаторский грант, сумма которого составила 80 тысяч рублей. На эти средства и была создана экспозиция, экспонатами которой стали настоящие вещи кумандинцев.

Что увидят посетители?  Импровизированное жилище простого кумандинца, в каждом уголке которого находятся элементы, отражающие культуру, быт, религиозные верования. Увидеть, как все было на самом деле, помогут увеличенные полотна художника Сергея Тукмачева. Запечатлен традиционный обряд праздника урожая, который кумандинцы отмечали в конце сентября-начале октября. Праздник весьма схож со знакомыми нам колядками (после обрядовых песен и плясок ряженого обязательно одаривают вкусностями), к сожалению, и у нас все меньше можно встретить колядующих на Рождество.

 

 

 

- Экспозиция полна редкими экспонатами, - рассказывает Дмитрий Ерошкин, научный сотрудник БКМ им. В. В. Бианки. - Последний шаман Макар Костораков передал в дар музею уникальные вещицы: шаманский бубен, берестяной короб с традиционным земледельческим календарем кумандинцев. Есть здесь и  меч шамана (оберег от нечистых духов, который держали в доме, особенно часто использовали на похоронах). Кумандинцы также проводили жертвоприношения. Обратите внимание на фигурки, вроде бы, смешные «Веселые человечки», а это особые духи «Старушки», которые хранили род. Они не просто так оберегали членов семьи, их нужно было «подкармливать» - приносить им жертвы. Древние кумандинцы обычно в жертву приносили лошадь, энергия и жизненная сила которой должна была кормить духа, а уж он в ответ на такое обязательно посылал благополучие роду.

 

Потерянный язык

 

Сейчас кумандинцы, которые традиционно проживали на территории, где в свое время появились Бикатунская крепость и непосредственно Бийск, практически не говорят на родном языке. Только бабушки-носительницы языка беседуют на нем, а вот молодежи он уже недоступен. В принципе ребята изучают его в школе, но… Да и браки уже давно заключаются не только с представителями своего народа. Историки утверждают, что ничего необычного в этом нет. С малыми народами аналогичная ситуация происходит повсеместно. Яркий пример тому индейцы Америки.

 

Вечное  иго

 

Первые записи о кумандинцах обнаружены в русских летописях от 1628 года. Они жили здесь еще под властью монголов, потом джунгар. В Средневековье их называли куманы-народ-лебедь. Сами себя они величали татар-кижи – общий собирательный термин, объединяющий азиатские народы. А кумандинцами их прозвали соседи-шорцы. Кстати, дань приходилось платить и русским. Отличные охотники, кумандинцы отдавали ее шкурками пушных зверей.

 

И швец и жнец

 

Кумандинцы - трудяги. Их хозяйство было многофункциональным и они не боялись перемен. Земледельцы поменяли мотыгу на плуг, видя, как русские успешно пользуются последним. Занимались животноводством, разводили коров, лошадей, овец. Охотники и рыболовы. Особо удавалась им охота на медведя с помощью рогатины. Для дальних переходов использовали специальные камусные лыжи.

 

Для наглядности в музее представлена сцена ловли рыбы на Бие. Кумандинцы на лодках подсвечивали себе путь огнем и, увидев рыбу, использовали острогу - своеобразное копье. Женщины изготавливали самотканую одежду, которая отличалась по крою от русских народных костюмов, но в принципе, не содержала каких-либо уникальных элементов вышивки и узоров.

Есть тут и ложечка для самогонного аппарата. Музейщики смеются: гнали самогон всегда, что сейчас, что в древности...

Проект требовал тщательного исследования, специалист музея Светлана Соловьева на длительный период полностью погрузилась в изучение истории кумандинского народа. Благодаря ее стараниям экспозиция представляет собой мощный пласт информации. Здесь собрано все, что известно о практически исчезнувшем народе. Преподаватели, школьники и студенты уже начали посещать музей, урок истории в виде лекции от научных сотрудников музея - это всегда интересно, исторически достоверно, наполнено малоизвестными широкой публике фактами – это история именно такая, какая она есть.

 

 

Открытие с героями

 

Отзывы кумандинцев, гостей открытия, однозначны: все достоверно! Гости, они же главные герои выставки, пели песни на родном языке, а представитель древнего шаманского рода даже вспомнил заветы предков и провел обряд. Гостеприимные кумандинцы накормили  присутствующих традиционным блюдом – варениками с кониной.

Как отмечают сотрудники музея, наверняка знать все на свете нереально, но теперь очень легко познакомиться с единственным на Алтае малым вымирающим народом. А кумандинцам важно, чтобы о них знали. Пока люди помнят – народ не исчезнет.