Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Стантрайдинг: почему для бийских мотоспортсменов не могут найти места

В последнее время городские мероприятия часто сопровождаются выступлениями Алексея Цыганко. Стантрайдинг для многих понятие незнакомое, но очень зрелищное. Акробатические трюки, которые выполняет бийчанин, традиционно собирают толпы зрителей. Как и почему его увлек мотоспорт? Сложно ли научиться езде на заднем колесе? Почему в городе так мало активных людей? Об этом наш разговор.

 

Фотошкола

Алексей Цыганко – личность в городе известная. Созданная им фотошкола успешно действует уже 8 лет, выпуская в свободное плавание множество профессиональных фотографов. Сейчас школа базируется в АГГПУ им. В.М. Шукшина, а ее основатель занялся делом, ну, совершенно противоположным по тематике, хотя продолжает преподавать.

- Мотоциклы – это мое хобби, которое постепенно переросло в профессию, - говорит Алексей Цыганко. – Увлечение появилось давно, с детства, лет с двенадцати. Но мой первый спортивный мотоцикл – японский Kawasaki zx6r (636), появился лишь 7 лет назад. Затем увлекся мотокроссом - катался по треку,  потом вернулся к более мощному спортбайку.

Стантрайдинг

Если вы увлекаетесь ездой на мотоцикле по пересеченной местности, то вам и в Бийске есть, где потренироваться (лес, специальные мототреки). А вот со спортбайками все печальнее. Кататься на мощнейших машинах совсем негде. По городу – бесполезно, скорость не разовьешь. Единственная потеха скататься в Белокуриху, да в Горный Алтай. Правда, использовать, таким образом, дорогой и скоростной, как ракета мотоцикл удается нечасто.

 - Я решил, почему бы не заняться стантрайдингом?!  Моя мечта – поставить мотоцикл на заднее колесо. Сразу стало ясно – дело это трудное и на первых порах мотоцикл будет падать, биться, нужно его каким-то образом защитить. Поэтому первым делом я задумался о защите своего мотоцикла. Занялся созданием необходимого, получилось весьма хорошо. Я увлекся, даже нашел в Белоруссии райдера, чемпиона Европы Виталия Пасевича, которому полностью подготовил мотоцикл к соревнованиям. Для меня это было проверкой, тест-драйвом моих способностей. Очень рад, что он до сих пор использует именно мою мотозащиту. Так, со временем это  стало основным видом деятельности. Создание мотозащиты, довольно узкая ниша, которой занимаются единицы увлекающихся людей. Так что сейчас ко мне обращаются спортсмены из Америки, Канады, Италии, Испании, Латвии.

Победа над разумом

Несмотря на то, что дело захватило полностью, мечта, конечно, никуда не исчезла. Ездить на мотоцикле просто так надоело. Встречи с единомышленниками, которые проходили у заброшенного кинотеатра «Алтай» наскучили. Алексей понял, пришло время для стантрайдинга, где все по-другому: тренировки, наращивание мастерства. Хотя зрителю кажется, что спортсмен с легкостью выполняет трюки, но это, конечно, не так. Трюкам учился по видео на ютубе, мастер-классам и т.п. – то, что зрители увидели на «Бийск Глобал Пати» - это результат трех лет тренировок.  

- Трюки – это не просто занятие, это больше борьба с собственным разумом, - рассказывает Алексей. -  Все, что ты не можешь сделать, это не физика подвела, это не дает сделать твой мозг. Быть может, так работает инстинкт самосохранения. Чем быстрее ты победишь свой мозг, тем быстрее начнут получаться трюки.  Пока мои результаты далеки от высокого уровня. Я только в начале пути. В 2016 году я побывал на Чемпионате Сибири, занял последнее место. В 2018 году уже второе место, прогресс есть. Но должен отметить, что в Сибири вообще-то маловато спортсменов.

Дорого и страшно

Спортсменов мало, зато единицы купаются в восхищении поклонников. Люди визжат от восторга, снимают на телефон, подбадривают спортсмена. Получается, стантрайдинг – это не зрелищный вид сорта, а скорее шоу.

- Каждый райдер выступает не ради того, чтобы порадовать зрителей, а ради себя, - уверен Алексей Цыганко. - Потешить самолюбие, выделиться, спастись от скуки – чаще всего эти причины служат мотивацией для занятий. Спортсменов мало, потому что заниматься стантрайдингом дорого и страшно. Мой мотоцикл в стоковом состоянии стоит 250 тысяч рублей. Еще столько же я потратил на модернизацию. Кто-то скажет, деньги уходят, как вода сквозь пальцы. Но, если задуматься, некоторые спасается от скуки алкоголем и т.д., а спорт все-таки поинтереснее будет, да и полезнее точно.

Бывает, новичок ломает железного коня на тренировке и больше не возвращается, не на что отремонтировать старый или приобрести новый. Часто люди уходят после аварий, даже чужих. Страшно возвращаться. Мощные спортбайки позволяют развить скорость до трехсот километров в час. И даже, если ты заранее задумал, не торопиться, не ехать быстро, то на трассе ни одной мысли в голове гонщика не остается. И достаточно чего-то извне и мотоциклист в лепешку…Многие ребята задумываются об этом и меняют увлечение на менее опасное (по лесу, поездки-путешествия на дальние расстояния). Но, статистика именно по стантрайдингу – ни одной смерти.

Тренироваться негде

Для повышения профессионального уровня спортсменов им необходимы постоянные тренировки на подходящей площадке. Ничего нереального – простая заасфальтированная площадка, но в Бийске таких нет. Обращения в местное управление культуры, спорта и молодежной политики не увенчались успехом. Если тренироваться, в принципе, можно и без официального уведомления, то для проведения соревнований необходимо разрешение.

Подходящие территории есть - законсервированный «Аэропорт» - не разрешили, находится  в ведомстве Алтайского края. Старый Чуйский тракт – не разрешили, это федеральная трасса. В итоге, на спортсменов махнули рукой. Чиновникам было неинтересно заниматься поиском места для соревнований.

- В этом году я часто выступаю на праздничных мероприятиях  Бийска, - говорит Алексей. - Хотя в городе нет места, где могут тренироваться мотоциклисты. Мы ездим у ТЦ «Стиль», заасфальтированная площадка под наклоном, не идеальна для трюков, комфортной езды и т.д., но это единственное место. Есть еще площадка напротив, но там тротуарная плитка, нужно вообще аккуратно ездить, чтобы полос не оставить. А в Барнауле множество площадок, люди активнее. "Движняк" и в дневное и вечернее время. И у любого торгового центра – идеальные условия. Есть мощный официальный клуб. В нашем городе то ли аномальная зона…Говорят у вас же есть деньги мотоциклы покупать. Скиньтесь на покупку земельного участка, на асфальтирование и т.п.

Никому ничего не надо

В Бийске существовали клубы «МотоBSK»  и «Бойкот» сообщество мотоциклистов города Бийска. Сейчас они не функционируют. Одиночные активисты есть, но их мало. Раньше открытие и закрытие мотосезона превращали в настоящий праздник, было на что посмотреть.

- Я перестал заниматься проведением этих мероприятий – это никому не нужно, - отмечает Алексей Цыганко. – Организация сложна и затратна, а в итоге только претензии и указания как надо было делать. Помогать никто не хочет. Лишь бы писать комментарии в Интернете. «Бойкот» - в такой же ситуации. Тянуть лямку в одиночку устали.

Планы на будущее

У Алексея Цыганко есть свой канал на ютубе: обзоры, различные видео с тренировок, с соревнований, с выступлений. А что дальше?

- Я участвую в соревнованиях по Сибири, говорит Алексей. -  Идеи выходить на всероссийский уровень нет. Занимаюсь для собственного удовольствия. Чтобы иметь серьезный уровень, нужно тратить все свободное и несвободное время тоже. И деньги…Многие отличные спортсмены на круглогодичные тренировки тратят накопленные ранее суммы, уезжают на зиму в Сочи, единственный город в России, где собираются все стантрайзеры. Я не стою на месте, например, для московской мотошколы сделал устройство «Вилли паук», оно помогает безопасно тренировать умение ставить мотоцикл на заднее колесо без падений. Спортсмен спокойно учится держать баланс, не боясь упасть.  Собираюсь сделать еще один – уже для бийских любителей этого красивого занятия!