Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Вчетвером по мертвой реке: все подробности путешествия бийчан в Салехард

Про команду отважных смельчаков из Бийска знает, кажется, каждый второй россиянин. Им звонят из «Русского радио», их ищут журналисты Салехарда, краевая телерадиокомпания снимает все новые сюжеты…

Команда путешественников провела в пути вместо запланированного месяца всего 19 дней. Сейчас Хасан Карагужин, Хамит Карагужин, Петр Мазуров и Олег Елясов сортируют фотографии, анализируют эмоции и воспоминания, отдыхают и… не дают интервью. Но для «Бийского рабочего» они сделали исключение.

- Как вам удалось так быстро добраться до Салехарда?

- Удача! Мы шли по реке, которая просто испещрена протоками, островами и т. д. Выбор маршрута был ключевым для успешного завершения экспедиции. Ширина поймы реки достигала семидесяти километров, и вся она, как паутина. Местные жители удивлялись, как мы находим дорогу. У нас было три основных способа ориентирования: судовой ход (на большем протяжении реки судовой ход обозначен и подсвечивается в темное время суток), именно это позволяло нам идти круглые сутки. Плавучие знаки - бакены, створные знаки (навигационные сооружения контрастного цвета по берегам рек), километровые знаки (каждые 5 км). Бакены помогают находить правый  и левый берег, поддерживать судно на оси судового хода. Есть места, где судовой ход довольно узок. Мы боялись близости больших кораблей, но, оказалось, река не слишком судоходная: в сутки 2-3 состава встречалось. В тех местах, кстати, говорят именно составы, а не баржи, как у нас. Вот так и получилось, что даже при 5-6 суток простоя мы довольно быстро добрались.  

- Вы знали, что за вашим путешествием следило множество людей?

- Еще перед подготовкой к путешествию мы создали форум, где объявили о своем желании. К сожалению, большинство отзывов были скептическими. Люди считали, что мы не преодолеем шторма и ветра, не справимся с комарами и мошкой и замучаемся таскать топливо. Действительно, если исходить из обычных трат, нам должно было потребоваться около 4 тонн топлива (200 канистр). Но мы заранее знали, с какими сложностями придется столкнуться, так что подготовка велась тщательно. На катер установили новый двигатель, и запаса топлива хватило. Помог опыт сплавов на плотах.

- Судно небольшое, вам вчетвером не было там тесно?

- Эргономика пространства продумана отлично. Тесно не было. К тому же двигались мы в круглосуточном режиме – двое постоянно были на вахте. Один – штурвальный, второй с биноклем отслеживал акваторию реки.

 

- С какими трудностями столкнулись?

- Экстремальные ситуации были: три серьезных шторма. Если по Обскому водохранилищу пройти оказалось довольно легко, проход случился днем, что облегчило задачу, только сильная болтанка была. А вот ночные шторма - совсем другое дело. Плохая видимость, дождь. Мы шли, пока была возможность идти. Когда скорость ветра достигала 8-10 м/сек. держались подветренной стороны берега. Останавливаться и пережидать - не вариант, иначе, простоять можно до льда. Напряжение не покидало до самого Салехарда. Мы уже видели впереди город, но все равно волнение не отпускало. Путешествие не стало приятной прогулкой или увеселительной поездкой, это была настоящая проверка на прочность. Моментов, чтобы бесславно закончить экспедицию, у нас было хоть отбавляй. Люди  осунулись, накопилась психологическая усталость. Но эмоции, которые мы получили за свой путь – бесценны. Экстрим, переплетенный с красотой природы - подобных ощущений в обычной жизни никогда не получить.

- Почему вы назвали судно «Авророй»?

- Все лодки, катера, плоты, которые создаются в нашей семье (а нас больше 20 человек) мы традиционно называем «Аврора» в честь отца. Он наш ориентир. Человек, детство которого пришлось на военные годы, у него не получилось получить высшее образование. Он всю жизнь работал - бригадиром на стройке, плотником… Для одной из праздничных демонстраций, он смастерил деревянный макет легендарного крейсера «Аврора» - его работа победила в своеобразном соревновании организаций, за что отца наградили отгулами. Их то он и стал брать, да чуть переборщил. При каждом случае, когда ему нужно было отлучиться по домашним делам, он аппелировал к той Авроре. На 15-й раз начальник вскипел… Эту смешную историю папа рассказывал на каждом семейном празднике. Оттуда и пошла традиция, дань уважения. Иногда, мы наш крейсер зовем «Пуля», уж очень быстро довез нас до далекого Салехарда.

- Правда, что вы познакомились с настоящими аборигенами?

- Красота природы оттенялась красотой людей, проживающих по берегам Оби. В понятии современного человека они настоящие аборигены, которые разговаривают с рекой и практически не пользуются благами цивилизации. На работу по добыче рыбы, кстати, стараются брать именно хантов, обладающих уникальным чутьем. План на одного человека, а это ни много ни мало 10 тонн рыбы в год, они выполняют легко.

Мы побывали в их доме. Просто у них все. Нет радио и телевизора. Много ребятишек, которые довольно образованы, учатся в школе. Кстати, большинство ориентированы на получение высшего образование. Медицина в большом почете.

- Чем вы питались?

- Меню было разнообразное, в которое входило много рыбы. Причем деликатесы. Теперь не знаем, как покупать рыбу в магазине, после того, что попробовали на Оби. Чистая, жирная, с непередаваемым вкусом и ароматом. Никакого неприятного рыбного запаха.

В меню были уха, борщ, блины,  рыба жареная и тушенная в сметане, а еще рыба в томатном соусе с лучком... Местные жители приносили много продуктов. Причем, все отдавали в дар. Даже приходилось иногда отказываться, не хватало места для хранения.

- Родные наверняка волновались и часто звонили?

- Хотя у нас и был телефон, но нет, родные не звонили: сигнал был не везде, поэтому мы сами старались связаться с домом при малейшей возможности. Хотя многие незнакомые люди интересовались нашим передвижением. Жители Алтайского края, спасибо им, поддерживали нас. Новый владелец катера также следил за нашим передвижением, звонил, интересовался. Вся его семья ждала нашего приезда, им самим хотелось отправиться на прогулку на новом катере.

- Как проводили свободное время?

- Мы понимали, что у свободной вахты время нужно занять. Из 12 свободных часов – 8 обязательный сон, за этим мы следили строго. В оставшиеся 4 часа фотографировали окрестности, вели вахтенный журнал впечатлений и эмоций (боялись, что потом эмоции потеряют яркость), снимали окрестности с квадрокоптера, готовили пищу. Бездельем не страдали. За весь поход посмотрели всего один фильм - «Весна на Заречной улице» и тот, на участке Бийск-Барнаул, он оказался самым безопасным. Весь остальной путь качало, болтало, не до развлечений было.

- Что особенно поразило в путешествии?

- Обь – фантастически красивая река. Ее берега малонаселенны, проходит ее путь в достаточно труднодоступных районах. Обь окружает равнинная местность, малейший ветерок рождает сильное волнение. Я боялся, что ночные вахты будут по эмоциональной нагрузке уступать дневным. Ошибся. В той стороне ночь не такая темная и глухая как у нас. Огромные звезды и луна, которая, казалось, находится прямо за бортом, хотелось протянуть руку и потрогать ее. Красоту не передать словами, это хотя бы раз в жизни должен увидеть каждый человек.

- Вам часто встречались единомышленники-туристы?

- Наше путешествие – своеобразный крик. Пропаганда водно-моторного туризма. Сейчас на реке царит уныние. Если раньше река по выходным бурлила от многочисленных моторов, то сейчас уйдешь за 100 км от Бийска и за трехдневную рыбалку не увидишь ни одной моторки… Мертвая река, потенциал которой совсем не используется. Туристические поездки, рыбные туры, прогулки  - все это и многое другое можно организовывать.

 

 

Присылайте ваши сообщения, фото и видео, связанные с городскими событиями и происшествиями, в нашу группу «Бийск – мой город» в соцсетях ИнстаграмВКонтакте и Одноклассники (ссылки кликабельны, подписывайтесь!), а также на почту газеты «Бийского рабочего» redaktor@biwork.ru. Не забывайте указывать свой контактный телефон.