Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

За шмот ответишь: подростков унижают за одежду «без бирок»

Маленькие детки – маленькие бедки. По мере взросления раздуваются и проблемы. Поход в магазин – без того занятие непростое, особенно если «клиент» – подросток, в силу возраста почти всегда чем-то недовольный.

А тут еще и новый каприз: только бренды подавай, то есть одежду, обувь, сумки и прочие прибамбасы исключительно известных марок. Нет таковых – будут проблемы. В школе ребенок может попросту «огрести» от сверстников, «спрашивающих за шмот».

Выражение это в молодежной, и прежде всего подростковой, среде стало устоявшимся. Вот так, на ходу, компании ребят, которые «покруче», могут тебя остановить и сказать: «поясни за шмот», то есть расскажи, что за бренды на тебе, почем это удовольствие и, вообще, есть ли у тебя право носить такие вещи? То же самое относится к обуви, рюкзакам, даже помаде…

Явление обретает статус массового. Если пару лет назад такие уличные придирки чаще встречались на улицах мегаполисов (в Петербурге орудовала целая банда «Отжатый шмот»), то докатилась волна уже и до Бийска. И не только в элитных школах к подростку могут прицепиться, но и в самых рядовых. Вещь с ярмарки, китайского пошива, не того бренда (да-да, есть правильные и неправильные) или (боже упаси!) подделка – повод если не для избиения, то для жестокой травли. И никого не волнует, есть у семьи деньги на фирменный товар или нет.

Вообще, в бийских реалиях гнаться за Москвой или Петербургом – и смех, и грех. Уровень жизни, что называется, сравните. А ведь именно из городов-миллионников пошла волна видеороликов, на которых продвинутые ребята тормозят подростков и заставляют отчитаться за то, что на них надето. Те, вздохнув, начинают перечислять: кроссовки за 15 тысяч, сумка за три, жилетка за десятку... В итоге только один «лук» (то есть все то, что надето на парне или девчонке в данный момент) набирается тысяч на 50-100. Если у компании ревизоров есть сомнения, настоящий ли бренд, те могут и за воротник заглянуть в поисках бирки, и на сайте производителя тут же посмотреть: а может, футболки в таком цвете те и не выпускают. И вот тогда лучше бежать, не то достанется… Ставить на нашем сайте ролики мы не можем - из-за обилия мата.

Постепенно стали перенимать такое же поведение и подростки по всей стране.

В итоге в бийских школах тоже пристально разбираются, кто в чем пришел. Выливается это в семейные скандалы. Подарила бабушка свитер не по бренду – в слезы: «Кто ж меня в таком в школу пустит?!»

Вот и приходится мамам-папам штурмовать магазины в поисках пусть и доступных, но все же брендов. В пределах Бийска таких немного – все сосредоточены в двух торговых центрах. Простенько, скромненько, не всегда качественно, и стоит подороже добротной вещи с соседнего прилавка – зато с нужной биркой. Если таких отделов нет – надо ехать туда, где есть. Вот и затариваются в нашем же Бийске жители соседней Белокурихи.

Бийчане, в свою очередь, едут в Барнаул. Там и выбор брендовых магазинов больше, а если нарвешься на скидку или распродажу – счастье и детям, и родителям. А еще на этой волне вторую жизнь начинают получать… отделы секонд-хенд.

На родительских форумах Бийска мамы на себе волосы рвут: ребенок просит отвести его в магазин поношенной одежды, чтобы там можно было выбрать правильную вещь. И ладно бы не хватало денег на новую – нет же, та новая не нужна – не котируется. В итоге боязнь оказаться за кругом пересиливает чувство брезгливости.

Я никогда не упрекала дочь в том, что мы тратимся на ее одежду. Но кроссовки, которые ей нужны, стоят 18 тысяч. У меня зарплата такая! – жалуется бийчанка Марина. – Я ей предлагала купить за три тысячи, готова заплатить, но она говорит, что за такую «паль» ей прилетит.

«Паль» – еще одно слово, прочно вошедшее в лексикон подростков. Попросту подделка или «закос» под настоящий бренд. За него унижают особенно.

Говорить о том, что школьники резко поделились на тех, кто в тренде, и тех, кто становится их жертвами, не принято. В школах и комиссии по делам несовершеннолетних отвечают коротко: «Первый раз слышим». Зато в неофициальной беседе оказывается, что явление такое в Бийске отмечается не первый год.

Учитель старших классов Евгения Н. рассказывает как начинается травля. В школе даже не из одного класса или параллели, в компанию объединяются пять-шесть учеников. Главный принцип – тяга к моде и наличие возможности тянуться за ней. Иными словами, дети непростых родителей, которые могут позволить себе пощеголять в настоящих брендах. И вот тогда начинается травля. Вопрос: почему же их не получается осадить? Во-первых, жалоб как таковых нет: дети признаваться в том, что их забивают, не любят. Особенно те, кто сознанием повзрослее и понимают, что разговоры о том, что страдают из-за недорогой одежды, расстроят родителей, которые не могут позволить чаду большее. Во-вторых, вспоминается анекдот о том, когда родительских собраний сегодня больше боятся не дети, а учителя.

И что удивительно, нередко родители не понимают, почему их задиристые дети оказались в центре внимания: «Я не собираюсь одевать ребенка, как с помойки».

Психологи же уверены: дело отнюдь не в одежде. Это предлог. Все связано с переходным периодом, когда дети становятся взрослыми. Отсюда и агрессия. Поэтому родителям нужно вовремя обратить внимание на такое поведение и ни в коем случае не стараться побороть его ответной агрессией и запретами. Лучше отдать ребенка в спортивную школу, чтобы было где выплеснуть агрессию.

А вот родители ребят, которых прижимают, предлагают другой выход из ситуации: заставить самих модников походить в обычной одежде с рынка. Но без волевого решения их родителей тут не обойтись.