Безопасность или прибыль: число ДТП с участием пассажирского транспорта в Бийске за 2016 год выросло вдвое

Не успел уйти год 2016-й, отметившийся в стране крупными ДТП с участием автобусов (горячие сводки шли из Омска, Красноярска, Хабаровска, Ханты-Мансийска, где погибли 11 детей), как в наступившем 2017-м появился в этом списке и Алтайский край.

В начале января в Косихинском районе столкнулись четыре транспортных средства: автобусы ЛАЗ и «Higer», грузовая «Газель» и автомобиль «Ауди». Один из автобусов совершал рейс по маршруту Бийск – Новосибирск. Все пострадавшие в ДТП были доставлены в больницы Косихинского района, села Налобиха, Новоалтайска и Барнаула. Всего в аварии пострадали 29 человек, трое из них погибли.

Неудивительно, что после такого происшествия на перевозчиков, работающих как на междугородних, так и на городских маршрутах, обратили самое пристальное внимание. Чиновники предупреждают: самое время ждать ужесточения контроля в этой сфере.

Понятно, что отправной точкой стала трагедия в новогодние выходные. Первые проверки по факту аварии уже подведены. Александр Перепелица, начальник Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, сообщил первые данные:

– Изначально причиной для беспокойства стало то, что прервался сигнал системы ГЛОНАСС, которой был оборудован автобус. По данным ГИБДД, виновником аварии стал водитель регулярного перевозчика, работающего на маршруте Бийск – Новосибирск. Он совершил непредвиденный маневр, выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с грузовиком, затем с еще одним встречным автобусом, в эту неразбериху попала и легковушка. Сам перевозчик – бийский. Ошибку совершил водитель автобуса: он не учел ни погодных условий, ни того, что было уже темно – ДТП произошло вечером, в 20.15. Сегодня мы получили разрешение на проведение внеплановых проверок изучения деятельности регулярного перевозчика, кроме того, с краевой прокуратурой мы намерены проверить и другого перевозчика, работавшего на заказных рейсах. За необеспечение безопасности пассажироперевозок первому грозит административная и уголовная ответственность. Было установлено, что у него отсутствовали договоры на страхование пассажиров междугородних рейсов. Сейчас работа идет совместно со Следственным комитетом. Как минимум будет административный материал на приостановление деятельности перевозчика.

 Как говорит Александр Перепелица, эта трагедия вскрыла лишь вершину айсберга тех проблем, которые сегодня царят на рынке пассажироперевозок. Причина одна – в погоне за прибылью предприниматели не спешат тратиться на обеспечение безопасности перевозок.

Например, тенденция последних лет в крае – стабильное снижение числа лицензиатов среди перевозчиков на 10 % в год. За 10 лет число перевозчиков, вообще имеющих право на осуществление деятельности, снизилось вдвое. Основные причины – постоянно повышающиеся требования к организации перевозок: ремни безопасности для пассажиров, страхование клиентов, установка тахографов и оборудования ГЛОНАСС. Правда, как говорят сами же инспектирующие, все эти обязательства законодательно внедряются после очередной страшной аварии. Другое дело, как они соблюдаются на практике. У того же виновника ДТП в Косихинском районе страховка на работу в пригороде оформлена была, а вот на межгороде уже нет. В итоге выплачивать страховые взносы по пострадавшим перевозчик будет из своего кармана. И это еще есть кому предъявить претензии, ведь в управлении автонадзора не скрывают: ушедшие с рынка перевозчики просто «мигрировали» в тень, в нелегалы, но работать не перестали.

Сегодня правительство готовит законопроект, согласно которому перевозчиков будут делить на потенциально опасных и, напротив, заслуживающих доверия. К первым, за плечами которых неоднократные нарушения правил дорожного движения и уж тем более ДТП, проверяющие будут ходить чаще – каждый год. В отношении тех, кто в списках нарушителей не отметился, вполне возможно, проверки и вовсе отменят.

Однако пока мало кто может позволить себе расслабиться. Только по Бийску за год число ДТП с участием пассажирского транспорта выросло вдвое. В 2015 году таких аварий было зарегистрировано 13, в 2016 году – уже 26, рассказывает Денис Лесных, начальник отделения надзора ОГИБДД МУ МВД России «Бийское». За минувший год в них погиб один человек, травмы получили 32. При разборе причин аварий выяснилось, что в семи случаях водители были пьяны.

Впрочем, как говорят и инспекторы, и представители надзорных органов, не стоит всю вину перекладывать исключительно на водителей, в конечном итоге они лишь выполняют требования нанимателя.

Анализируя причины происшествий с теми же автобусами, в надзорных органах хором заявляют: они всегда схожи. Водитель работает и день и ночь, и ошибки он совершает, когда начинает «отключаться». Конечно, перед выходом на маршрут автобус должен проверяться механиком, а водитель – медиком.

Но все прекрасно понимают, что происходит это, когда идут рейды, – говорит Денис Николаевич. – Мы проводим их раз в месяц. Тогда перевозчики реально едут в автоколонну, проходят предвыездной осмотр. Чуть сбавили контроль – наштамповали справки. Значит, будем ужесточать контроль. Знание водителями своего же оборудования – тоже больной вопрос. Вот проходили новогодние елки, к нам приезжали из сел. Водители автобусов, в которых привезли детей, даже не знали, как достать карту из тахографа!

В итоге погоня за прибылью оборачивается погоней по дорогам. И хотя на рынке перевозок в Бийске в последние годы пытаются навести порядок, приучая перевозчиков к расписанию, а не к соревнованиям в скорости, на той же обводной дороге на Зеленый Клин обочины давно превратились в отдельную полосу для движения автобусов. На все упреки ответ один: не успеваем.

– У нас доходит до того, что стали регистрироваться аварии, когда автобус не с личным транспортом сталкивается, а с другим автобусом! – говорит Денис Лесных.

Цифра

875 грубых нарушений ПДД  водителями общественного транспорта выявили сотрудники ГИБДД Бийска в прошлом году.

Поделиться
 

Оставить комментарий Правила комментирования

Войти с помощью: