Торгцентры расширяются в регионах

Уровень обеспеченности площадями растет

За три последних года уровень обеспеченности жителей крупнейших городов России торговой недвижимостью вырос на 7,4%, до 507 кв. м на 1 тыс. жителей. Наибольший рост зафиксирован в Перми, в то время как в Уфе этот показатель, напротив, сократился. Хотя средняя обеспеченность площадями в России все еще заметно ниже европейской, активного ввода новых объектов в ближайший год консультанты не ждут. Для того чтобы вернуться к инвестициям в торговую недвижимость, для девелоперов важны рост доходов населения и рост числа присутствующих на рынке брендов.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Обеспеченность торговыми площадями в 15 городах-миллионниках России по итогам 2022 года составила в среднем 507 кв. м на 1 тыс. жителей, увеличившись на 7,4% по сравнению с докризисным 2019 годом, говорится в исследовании NF Group. Самый заметный рост показателя показала Пермь — на 49%, до 384 кв. м на 1 тыс. человек. В Уфе, Красноярске и Ростове-на-Дону, по данным консультантов, динамика оказалась отрицательной: обеспеченность торговыми площадями за три года сократилась на 1% и менее.

Обеспеченность жителей качественными торговыми площадями в городах-миллионниках на 2022 год

Город Торговые площади на 1 тыс. человек (кв. м) Динамика к 2021 году (кв. м)
Самара * 771 5
Екатеринбург * 679 1
Нижний Новгород * 583 5
Москва * 580 11
Воронеж * 521 5
Ростов-на-Дону * 505 1
Челябинск * 450 33
Уфа * 446 4
Омск * 443 12
Санкт-Петербург * 401 3
Казань * 393 6
Пермь * 384 41
Красноярск * 374 3
Новосибирск * 371 3
Волгоград * 343 1

Источник: исследование NF Group.



В целом, по словам регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, уровень обеспеченности торговыми площадями в России составляет 201 кв. м на 1 тыс. жителей. Это в полтора—два раза ниже среднеевропейского показателя, замечает она. Аналитики «Магазина магазинов» указывают, что обеспеченность торгцентрами сейчас сопоставима с европейским уровнем только в Краснодаре, Самаре и Екатеринбурге, но в отдельных административных округах Москвы этот показатель достаточно невысок.

Самым высоким уровень обеспеченности торговой недвижимостью, по данным NF Group, действительно остается в Самаре, где на 1 тыс. человек приходится 771 кв. м торговых площадей, прирост за три года составил всего 1,8%. Москва на четвертом месте среди крупнейших городов страны. На 1 тыс. жителей столицы приходится 580 кв. м торговых площадей. С 2019 года значение выросло на 11,1%. В Санкт-Петербурге динамика за три года составила 2,2%, до 401 кв. м на 1 тыс. человек.

Впрочем, эксперты не ждут заметного роста активности девелоперов.

Руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» Андрей Сурков прогнозирует, что совокупный ввод качественных торгцентров в России в этом году составит 200–250 тыс. кв. м, оказавшись на том же низком уровне, что и в 2022 году. В общем объеме доля Москвы может превысить 50%. «Это очень много: такой высокой доля столицы была только в 2020 году, среднее значение 20–30%, иногда даже 10%»,— говорит господин Сурков. В Москве торговые центры — неотъемлемая часть масштабной комплексной застройки, поясняет руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP Надежда Цветкова. Евгения Хакбердиева не исключает увеличения обеспеченности Москвы торговыми площадями по итогам 2023 года на 2,4%, до 594 кв. м на 1 тыс. жителей.

Андрей Сурков предполагает, что для возвращения инвесторов на рынок торговой недвижимости важны устойчивая позитивная динамика реальных доходов населения, появление большого количества новых брендов или возвращение ушедших марок. Управляющий сити-парка «Град» Алексей Базин на примере Воронежа сомневается, что в городе в обозримом будущем появятся новые заметные торгцентры площадью от 25 тыс. кв. м. По его мнению, в ближайшее время в городе будут строиться небольшие районные объекты. По оценкам Nikoliers, все заявленные на 2023 год объекты пока относятся к окружному или региональному формату, то есть не превышают площадь 15 тыс. кв. м.

Для бизнеса сейчас в целом логичнее покупать в крупных городах проблемные объекты, в то время как строить новые скорее будет нерентабельно, замечает гендиректор «Этерны» Дмитрий Томилин.

Возможности для развития торговой недвижимости эксперт видит скорее в менее крупных городах, где торгцентры до сих пор функционируют в старых объектах. Евгения Хакбердиева тоже видит перспективы появления новых торгцентров в России, называя перспективными для девелоперов региональные города с туристическим потенциалом.

Александра Мерцалова

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Полная готовность

Сборная Федерации падела России провела открытую тренировку и представила игровую форму

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×