Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Долгий путь к читателю: как библиотеки Бийска приспособились к новым условиям

Библиотечная система приспособилась к условиям пандемии

Наталья Казанцева, директор централизованной библиотечной системы Бийска рассказала «БР», почему за книгами лучше приходить с готовым списком и зачем литературу помещают в «обсервацию» после каждого читателя.

Диалог с библиотекарем

– Наталья Владимировна, в каких условиях сейчас работают наши бийские библиотеки?

– Библиотеки работают в обычном режиме: обслуживают читателей, проводят массовые мероприятия, но с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации, требований Роспортебнадзора. Конечно, многим посетителям доставляет неудобство отсутствие открытого доступа к книгам. В условиях эпидемии, к сожалению, пока по-другому невозможно. Надеемся, читатели отнесутся к этому с пониманием.

– Как читатель, в таком случае, может получить книгу?

– Так же, как и раньше, приходя в библиотеку. Сейчас заявку об интересующей книге можно сделать по телефону. И библиотекари заранее приготовят необходимую литературу. Думаем, что это взаимоудобно. Тем же, кто в силу возраста, опасается идти в библиотеку (все же добираться приходится зачастую на общественном транспорте), нужные книги доставят на дом волонтеры культуры. Наш совместный с «Алтайпатриотцентром» проект «Книга на дом» действует уже год. Чтобы заказать необходимое издание, нужно просто позвонить в ближайшую библиотеку.

Что касается самостоятельного выбора литературы, то сейчас по понятным причинам мы стараемся ограничить тактильный контакт с книгами и периодикой, потому что после каждого просмотра читателями они отправляются на 5 дней в обсервацию. Но у нас работают опытные, знающие книжный фонд и предпочтения постоянных посетителей библиотекари, достаточно информативные выставки разной тематики. Многие читатели выбирают литературу, ориентируясь на сайт Центральной городской библиотеки: электронный каталог, виртуальные выставки, обзоры. Число посетителей сайта выросло в несколько раз.

Вариантов обслуживания читателей много, главное, что «наши читатели – наши», они нас знают, а мы их.

Потому что тишина должна быть в библиотеке

– Все противоэпидемические меры в библиотеках Бийска строго соблюдаются?

– Безусловно, мы не можем рисковать здоровьем наших сотрудников, наших читателей. В каждой библиотеке системы соблюдаются масочный режим и социальная дистанция, измеряется температура, производится антисептическая обработка рук. В помещениях работают рециркуляторы. Приходя к нам, читатели могут быть уверены, что здесь беспокоятся об их здоровье.

– Можно сказать, что несмотря на все это, вы потеряли некоторую часть читающей аудитории?

– Конечно, читателей стало меньше, особенно из числа бийчан старше 60 лет. Думаю, с этой проблемой столкнулись все учреждения культуры.

Но жизнь продолжается, и это подтверждают цифры нашей библиотечной статистики. Так, в 2021 году в библиотеках города обслужено около 20000 читателей, которым было выдано 486 709 книг. Библиотекарями проведено  почти 500 мероприятий. Бийчане и гости города посетили наши библиотеки более 134 000 раз.

– Вы упоминали, что книги помещают в обсервацию. Что под этим подразумевается?

– Теперь, читатели, возвращая прочитанные книги, отдают их не библиотекарям, а помещают в пакет, пишут на нем свою фамилию или номер формуляра (так библиотекарю будет удобнее найти и вычеркнуть), все это складывается в специальную коробку на входе в фойе. За день накапливается одна-две коробки, их уносят в обсервацию – помещение, где не бывает людей. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, возвращаемые книги должны пять дней храниться в закрытом помещении, в целлофановом мешке.

– Звучит, как магический обряд!

– На каждой коробке бирка с датой, по истечении положенного срока книги возвращаются на полки. Неудобства не только читателям, библиотекарям тоже не просто. Раньше принесли – вычеркнул. Теперь все по-другому.

– Неужели вирус передается через книги?

– Этот вопрос, скорее, к ученым, медикам. Мы выполняем предписания.

Виртуальные фонды открыты

– Посещать библиотеку можно не только реально, но и виртуально?

– Да, сегодня очень востребованы электронные библиотеки, ставшие одним из важнейших источников информации.

У наших читателей есть право на бесплатный доступ к крупнейшей  российской электронной библиотеке «Литрес». Чем хорош этот ресурс: не надо ждать, пока нужная книга поступит в фонды, на нее нет очереди, и читать можно, не выходя из дома. Сегодня это, безусловно, актуально. Кстати, Алтайский край входит в десятку регионов, которые чаще всего пользуются услугами «Литрес».

– Вы не считаете, что меры безопасности для библиотеки излишне строгие? Вот цирк скоро в Бийск приезжает... Почему на другие виды развлечения, культуру, не накладывается такой суровый режим?

– Мы отвечаем за здоровье своих читателей!

Многие библиотекари боятся, что мы отучим людей от чтения живой книги. Но все равно, я считаю, что если есть дополнительные возможности, человек должен ими пользоваться. Взять книгу простую или электронную? Любую, лишь бы читали!

 

Комментарии (0)

1000

Авторизоваться: