Выставка работ, посвященных Укоку, открылась в музее Чуйского тракта в Бийске
Площадка для размещения картин – символична. Отсюда начинается долгий многочасовой путь до плато, где в 1993 году было найдено захоронение самой таинственной женщины Алтая.
Ее прозвали принцессой Укока, хотя в обществе, да и научной среде до сих идут споры, кем она была, как могли ее звать и где ее корни. На Укоке более 150 археологических памятников — захоронений разных периодов, но самое известно из них - алтайской принцессы Кадын.
Не один год она интересовала известную бийскую художницу Веру Карнаухову. И вот, наконец, Вера своими глазами увидела мир алтайкой принцессы. Купила тур на плато Укок, побывала на легендарном плоскогорье, прочувствовала и осознала его силу, а теперь представила бийчанам свою принцессу Укока, - акварелью на срезе кедра.
Сказали: вот дерево – рисуй
Вера – профессиональный художник. Почему-то сейчас не всегда принято говорить, что творчество может быть и работой, и мастерством. Человек не просыпается в один день, говоря себе: все, теперь я – художник. Этому учат, и учат долго.
Вера Карнаухова закончила худграф сначала в педагогическом колледже, затем – в университете.
Пробовала себя в разных жанрах и с разными материалами, но недолго. Как-то вышло так, что еще студенткой ей в руки дали дерево и сказали: «Пробуй, рисуй».
Это оказался именно ее материал. В отличие от холста, на который художник может перенести все свои задумки, доска может «поспорить», говорит Вера. Сюжет на нее просто не ляжет. В голове – одна задумка, а сучки, затемнения и фактура дерева диктуют другое. Хотя выбор дерева у Веры большой.
Прежде чем стать картиной, этот материал проходит долгий путь. Доски специально вручную обрабатываются, заготовке придают нужную форму, шлифуют. Станками для этого пользуются редко.
- Это мое наследство от учителя, - говорит Вера Карнаухова. - Когда я только начинала, больше было декоративных работ. Но тема Алтая меня всегда волновала, и когда я сделала первую работу на исторический сюжет, наставники мне честно сказали, что не знают, как ее воспримут, но обещали показать другим – выставить на суд.
Так Веру признали.
Со второй попытки
Тема алтайской принцессы волновала бийскую художницу давно, более 15 лет. Были идеи, были пробы, но не было точного понимания – кто она. Конечно, Вера Карнаухова прочла не одну книгу и статью о принцессе Укока. Но знать – это одно. А чувствовать – совсем другое.
- Я хотела поехать на Укок, чтобы поменьше фантазировать и больше понимать его, - рассказывает Вера Карнаухова. - Хотела посмотреть это плато вживую. Увидеть мир таким, каким видела его она. Принцесса Укока жила в этом пространстве, в этом пейзаже.
Говорят, что плато Укок не всегда принимает человека. Так вышло и с Верой. Посетить Укок она планировала в 2020 году, но из-за ковидных ограничений не вышло. На плато поднимаются небольшими группами. А ввиду того, что Укок является приграничной территорией, для его посещения необходимо получить специальное разрешение. А время ограничено. Туристический сезон на плато Укок очень короткий, около месяца. Все остальное время тут снега.
Но и летом подняться сюда непросто. Жесткая многочасовая дорога вверх, часть пути приходится идти пешком. Ямы, камни, траншеи – комфортным этот путь не назвать. На плато никаких мест для размещения нет. Палатка и рюкзак – вот и все.
Но те, кто там побывал, говорят, что величественность этого места заставляет забыть обо всех трудностях. А еще тут невероятная магическая тишина. Человек отвык от нее, живя в постоянном шуме. А когда на километры вокруг ни единого звука, кажется, что это - параллельный мир.
На плато бийская художница попала только в 2021 году: посетила курганы и урочища, прикоснулась к вечной мерзлоте, которая прячется под землей всего в 40 сантиметрах на глубину, привезла тысячи фотографий и часы видео.
Большая часть работ, которые Вера Карнаухова представила на выставке, сделаны по этим материалам. Кажется, что на дереве цвета совсем нереальные - такие бывают только на картинах: насыщенные, контрастные, фантазийные. Но те, кому удалось побывать на плато, говорят, там все именно так.
Увидеть художника
Работы Веры Карнауховой - все новые, сделанные по мотивам поездки на плато Укок. На их написание ушло полгода.
- Конечно, был внутренний спор, какая она – принцесса Кадын. Ведь нужно было оттолкнуться от портрета, - признается Вера. - Она алтайская или скифская, у нее монголоидные черты или европейские? Кто она, жившая 2,5 тысячи лет назад? Для себя я приняла, что она европейка. Об этом говорят и исследования.
Известно, что принцесса Укока прожила недолгую жизнь. Ее унесла та же болезнь, что и тысячи людей в наше время – рак. Однако за свою короткую жизнь она обрела большое уважение у своих соплеменников.
С портретов, представленных Верой, смотрит молодая девушка. Первая – веселая, свободная, на коне. На ней тот же наряд, что был при погребении: белая шелковая рубашка, бордовая шерстяная юбка. На втором портрете все та же девушка уже печальна. Она знает, что жизнь ее будет короткой, и она с этим смирилась. В чертах девушки угадываются черты самой Веры.
- Так часто бывает. Когда перед художником нет конкретного лица, когда он только представляет его – то почти всегда выходит в какой-то мере автопортрет, - говорит Вера Карнаухова.
А еще на выставке – виды Укока такие, как могла их видеть его принцесса. Не просто горы, озерца, снег вдалеке, но и то, что глазу обычного человека не видно – дух самого Алтая.
Вопрос: почему в Бийске открытия выставок делают будни и в рабочее время? Руководство музея ничего не понимает в рекламе?