Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

За рулем на шпильках: таксистка из Бийска о дорогах, людях и любви к профессии

В Бийске женщина работает в такси

Работа в такси для нашей героини из временного заработка стала основной профессией

Встреча с Еленой Коноваловой произошла случайно – она подвозила меня до дома. Ловко лавируя между ямами на дорогах, своевременно притормаживая, при этом поддерживая легкий разговор, – покорила сразу. Редко такой сноровкой и аккуратностью может похвастаться водитель такси. По словам Елены, водителей-женщин в "Яндекс-такси" работает немало, но мне все же мне не случайно показалось, она такая – одна.

Вези, вези

Елена, такси для вас – это основная работа?

– Эпопея с работой в такси началась более десяти лет назад, а серьезно я ею занялась где-то в 2017-2018 году, ранее – как подработка. 25 лет проработала строителем-отделочником, профессия востребованная, но тяжелая, и возраст дал о себе знать. Думала, что в такси будет легче, но как же я ошибалась! Для здоровья это так же не хорошо – бывает, что за рулем сидишь полную смену, по 12 часов. Иные дни заказ идет за заказом, остановиться некогда.

Пришла я в такси, честно сказать, на полгода, «перебиться» с заработком. После мы с коллегами-таксистами посмеялись, что приходим сюда: кто на месяц, кто на полгода, кто на неделю, а остаемся на много лет. Таксист не профессия, а призвание, не каждому человеку это дано. Работа нервная, контакт с людьми постоянно, а контингент – разный. Молодежь, с которой надо разговаривать на их языке, потому что другого они не понимают. Бабушки, которые будут рассказывать про своих кошечек-собачек. Помимо того, что ты рулишь и смотришь за дорогой, нужно быть «с мозгами».

В Бийске женщина работает в такси
В Бийске женщина работает в такси
Фото: Анна Сабанова

Когда я стала работать в такси, сразу поняла – что это мое. Я люблю общаться с людьми: раньше делала заказчикам ремонты, разрабатывала дизайны. Мне это безумно нравилось, что я что-то оставляю людям. В такси точно так же. Человек вышел из машины, и когда садится в следующий раз (бывает такое, город маленький) говорит: «А мы с вами ездили!». Мои бабушки вообще меня хорошо помнят.

Я очень долго возила пациентов на гемодиализ, и даже на День Рождения мои диализники меня поздравляли.

Считаю, что как ты относишься к людям, так и они к тебе. Часто слышу от пассажиров, что у них возникают неприятные ситуации с таксистами. Со мной такого не бывает.

Не страшно было начинать? Как ни крути, не женская это профессия.

– Когда я пришла в парк и села на базовскую машину «Рено», со мной мужики полгода не разговаривали – зарабатывала авторитет. Это сейчас мы можем где-то по дороге друг другу посигналить, помахать, на стоянке пересечемся – посмеемся, постоим. А тогда каждый день спрашивали: «Ну что, базу накатала?»

Что это значит «базу накатала»?

– Когда работаешь на базовской машине, есть определенная сумма, которую ты должен заплатить базе. А я еще с виду девочка такая: могу и на каблуках на работу прийти, в платьице ездить. Когда я один раз пришла на безумных шпильках, коллеги-таксисты предрекли «Она тут работать не сможет».

Проходит месяц, два, три, и они потихоньку приняли за свою. Авторитет я заработала значит, поняли, что свое дело я выполняю профессионально.

Адекватные и не очень

Не боитесь за рулем, одна…Столько историй в такси случается.

– Не боится только дурак. Страх бывает. Но за все годы работы я не поскандалила ни с одним пассажиром. Высадила только один раз не совсем трезвых пассажиров, которые просили проехать по очень плохой дороге, а я отказалась, потому что понимала – застряну. Они сказали, что тогда и рассчитываться не будут, сразу показала им на дверь.

Психологически надо быть готовым к тому, что могут быть конфликты.

В Бийске женщина работает в такси
В Бийске женщина работает в такси
Фото: Анна Сабанова

Я знаю адреса, на которые лучше не ездить, где живут выпивающие люди или возможные «закладчики» и наркоманы. Одних я раз три часа возила, а они так и не рассчитались. И от этого не перестрахуешься. Но потом они еще раз меня вызвали, я подъехала и говорю: «Долг мне надо вернуть, а потом отменить заказ – потому что больше не повезу».

В принципе, таксист имеет полное право отказаться везти пассажира. Если я вижу, что он неадекватный, то не возьму его.

Лет десять тому назад, когда еще не было всех этих современных технологий в такси, вызвали меня на адрес, я подъехала – никого нет. А операторы тогда с другого города заказами управляли. Выяснилось, что они все перепутали, и пассажиры ждут на Спиртзаводе, на одноименной улице. И оператор спрашивает – поеду ли я туда? А времени уже было много, ночь темная. И нужно отдать должное оператору, она всю дорогу мне звонила: я приехала, забрала пассажиров, увезла в Троицкое, потом вернулась в Бийск. А она всю дорогу меня сопровождала, я чувствовала, что не одна.

Вы все заказы берете?

– Как-то я ехала на базу, уже сдаваться собиралась – высвечивается заказ по ул.Советской, дом мне знакомый с негативной стороны. Вообще не беру такие адреса принципиально потому что чаще всего это своеобразный контингент. Но тогда я подумала, что деньги не будут лишними, решила взять. Приезжаю, стоит «тело», прислоненное к стеночке, а рядом трезвый мужчина. Просит довезти его друга на улицу Залинейную, есть у нас такая, куда «Макар телят не гонял». Думаю, что будет, если этот здоровенький дядечка в машине по дороге уснет, кто ж его вытаскивать будет? Договорились, что трезвый тоже поедет с нами, а я его верну обратно по дороге на базу.

Работая в такси, нельзя все наперед запланировать. Можно, конечно, ограничить район, адреса и прочее, но тогда будешь терять заказы и приоритет. Единственное, я перестала работать ночами.

В Бийске женщина работает в такси
В Бийске женщина работает в такси
Фото: Анна Сабанова

С перевозкой детей тоже все сложно, потому что таксистов, у которых есть специальные кресла – по пальцам сосчитать. Плохо, когда пассажиры не указывают, что они с детьми, особенно, когда с маленькими. Детей же более взрослых, лет с 12-ти, могут отправить и одних на такси, до бабушки, например.

А вот молодежь обнаглевшая, конечно, у нас – ведут себя развязно. Мужчина-водитель, может и выкинул бы таких пассажиров, а я все равно довезу. Но стараюсь не брать – даже лучше «приоритет» потеряю, зато лишний раз свою нервную систему поберегу.

О, баба!

Были такие заказчики, которые отказывались с вами ехать, по причине «женщина за рулем»

– Сейчас никого не удивить, что женщины в такси работают. Я не одна, у нас в парке еще есть девчонки, и сейчас к этому нормально относятся. А вот в раньше удивлялись: «О, баба!» Я спрашиваю: «Боимся ехать?» Стоят, мнутся.

Куда не любят ездить бийские таксисты?

– Скрипя зубами мы едем на Спиртзавод, ул. Цесовскую, ул. Зеленую, ул. Форштадскую и другие подобные. Помимо того, что там очень разбитые дороги, подвеска от них «плачет», встречается и нехороший контингент. В «пьяный квартал», который у нас на Детском, общаги на пер.Мартьянова. На Витамине уже знаем, где цыганские дома, потому что с ними очень тяжело, сразу начинается: «Ой, давай я тебе погадаю?» , «Я с тебя денег не возьму, а ты меня увези», «Я тебе защиту поставлю». Дом стоит, мама не горюй, а 200 рублей на такси – жалко. Но со мной это не работает.

В Бийске женщина работает в такси
В Бийске женщина работает в такси
Фото: Анна Сабанова

Навигатором пользуетесь?

– Только в Заречье, за все время я его так и не выучила – для меня только центральные улицы там знакомы, а все остальное лес темный. В городе же наоборот,  крайне редко. Он что-то там, конечно, разговаривает, мы даже ругаемся с ним. Но я уже выучила все дворы, а что непонятно уточняю у пассажира. Навигатор иногда может привезти такими кругами! Когда пассажир садится, я не считаю зазорным спросить, как лучше к месту подъехать? Потому что могут быть разные пути подъездов, два дома могут находиться недалеко друг от друга, но заезды к ним – разные.

Работая, не надо сидеть букой, уставившись на дорогу или в навигатор: с людьми надо разговаривать, считывать их настроение. Банально с того момента, как только человек садится в машину и здоровается, можно понять, хочет ли он поговорить, посидеть в тишине или «позависать» в телефоне.

У водителя должна быть очень хорошая зрительная память, я запоминаю не только маршруты, но и адреса.

А шансон слушаете?

– В основном рок, но нетяжелый. Мою музыку многие пассажиры просят включить.

В Бийске женщина работает в такси
В Бийске женщина работает в такси
Фото: Анна Сабанова

Город перекопали, делают ремонты, маршруты у всех изменились. Что чувствуете и думаете по этому поводу?

– Портится машина от этих дорог, но выручает сейчас  знание дворов, объездных путей и лазеек. Мы между собой шутим: таксистов меньше в городе стало, потому что ушли все, кто дворы не знает. На самом деле, сейчас это особенно важно. Надеюсь на то, что осенью мы глаза откроем, а весь Бийск - в асфальте.

 

Комментарии (3)

1000

Авторизоваться:

Гость

Мощная дама. В хавальник если кому закатает, мало не покажется.

Рабочий

" 25 лет проработала строителем-отделочником, профессия востребованная, но тяжелая " Женщине есть с чем сравнивать . Теперь в отделочники она не вернётся .

Пенсионер

А мне одна таксистка не вернула переплату дважды оплатил наличными и безнал