Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Первостроитель Бийска рассказал о том, кто и как создавал город

Валерий Андреевич Блазнов

Руками Валерия Блазнова построены десятки гражданских и промышленных объектов

Облик современного Бийска, несмотря на то что ежегодно в разных районах появляются новостройки, на протяжении нескольких десятилетий остается неизменным. С конца 1970-х годов в городе развернулась масштабная стройка гражданских и промышленных объектов.

Мамонт строительного дела

Естественно, годы идут, и ряды первостроителей с каждым годом все реже и реже. Мудрые и скромные люди – редко о них что-то услышишь. Поэтому за счастье встретиться с людьми, под чьими руками вырос целый город.

Как шутит сам Валерий Блазнов, вы не представляете, какого откопали мамонта. Действительно, в памяти этого удивительного человека, начавшего свой трудовой путь простым плотником, целый кладезь знаний о настоящем строительном деле.

Началась карьера строителя у Валерия Андреевича в 1970 году. После окончания техникума по специальности «Мастер промышленно-гражданского строительства» молодой специалист пришел на работу в СУ-1 – строительное предприятие, занимающееся капитальным строительством.

– Когда пришел в управление, ставки мастера не было. Взяли меня простым плотником. Топор, ножовку, молоток дали и направили в бригаду Гриши Соколова. Первые объекты, которые стро-
ил – кирпичные дома в центре, как на Коммунарский поворачивать, первая «клюшка». Стелил полы, делал шкафы. Потом СУ-1 занялось реконструкцией обувной фабрики. Со всех бригад на это дело отправили по два-три человека, а меня поставили бригадиром, – рассказывает Валерий Андреевич.

Валерий Андреевич Блазнов
Валерий Андреевич Блазнов
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Начав с простого, за год наш герой поднабрался опыта. Его трудолюбие и мастерство было замечено руководством, и ему доверили должность мастера.

– За пять лет нами построены такие важные объекты, как  гараж ГПТУ-34
в районе 31-го квартала, одноэтажное здание вдоль дороги, роддом бозовский, общежитие химкомбината на Ударной. Затем первая очередь «китайской стены» – шесть подъездов, 196 квартир. Когда сдавали последний объект, приехал управляющий трестом Петр Егорович Савин, завели разговор о стройке, о жизни. Спрашивает меня, где я живу, а я в то время в маленькой половине дома на Мочище жил. Говорит, непорядок, и похлопотал за двухкомнатную квартиру. Так я до сих пор в ней и живу, – вспоминает Валерий Андреевич.

Заново родился

Все это время молодой мастер работал в бригаде  Александра Васильевича Дьякова, именно его Валерий Андреевич считает своим учителем. Под строгим и чутким руководством опытного строителя узнал множество тонкостей строительного дела.

– Потом так вышло, что меня перевели в другую бригаду – к Борису Григорьевичу на вокзал, где «подняли» так называемую «клюшку». В этот период решил уйти из управления, наверное, я такой человек импульсивный, если что-то не нравится, не раздумывая принимаю решение. Как раз двое мастеров-коллег ушли на стройку «Сибприбормаша», в знаменитую бригаду Бориса Шипунова, да и хорошие деньги там платили. Вот и я пошел туда же, – продолжает Валерий
Андреевич.

Именно здесь произошел случай, который мужчина вспоминает как свое новое рождение. Валерий Андреевич занимался облицовкой семиэтажного здания на оборонном предприятии.

Фото из архива Валерия Блазнова
Фото из архива Валерия Блазнова
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Поставили меня на лебедку, а на крыше – конструкция громоздкая металлическая с роликом. Я внизу цепляю панели, и надо было мне что-то поправить, как конструкция сверху слетела и рухнула в метре от меня. Сделал бы еще шаг, в лепешку бы, – вспоминает Валерий Андреевич.

Впрочем, по словам строителя, таких случаев в жизни было предостаточно. А те, что закончились трагедиями, оставили на сердце Валерия Андре­евича глубокие шрамы.

Клубок обстоятельств

Переходя с одного строительного объекта на другой, Валерий Андреевич успел заочно окончить институт. Получив диплом на руки, он устраивается инженером в СУ-15.

– Тогда управление строило объекты АНИИХТа, удалось успеть поработать при Якове Савченко. Мне достался большой объект, расположенный в карьере, где проходят испытания. Почти два года на одном здании пробыли, шесть тысяч кубов монолитного бетона, 200 тонн арматуры, – продолжает рассказ Валерий Андреевич. – Я даже не знал, что строим, для чего строим. Как-то сосед, который там работал, спросил меня: ты хоть знаешь, какой объект сооружаешь? Так вот, говорит, это будет один большой компьютер. Шел 1984 год, компьютеры с каждым годом уменьшались в размерах, даже не знаю, что потом стало с этим зданием.

Фото из архива Валерия Блазнова
Фото из архива Валерия Блазнова
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Именно на этой стройке произошел несчастный случай, от которого мужчина долго не мог оправиться душевно, а после окончания следствия и вовсе принял решение сменить место работы.

– Это такое жуткое стечение обстоятельств, мелочей, которые скрутились в клубок, и все это произошло. Шансов у человека не было никаких. Мне тогда было 30 лет, погибшему – 42 года. Работали в две смены, в одну из них решили поднять краном ригели на высоченные колонны. Ригели эти шли двух видов – короткие и длинные. Так вот, на заводе-производителе перепутали и на упаковке с длинными поставили маркировку коротких. Рабочие не измерили рулеткой, подняли краном, но не закрепили сваркой. Утром монтажник приезжает и говорит мастеру, что этот ригель не приварен, на что тот распорядился бригадиру снять его краном при первом же подъеме. А у жены бригадира в этот день именины, он отпросился пораньше и уже должен был уезжать, как зачем-то встал под плиты, когда со стрелы крана упал ригель прямо на эти плиты, – с горечью рассказывает Валерий Андреевич.

Русский человек

Немного оправившись после этого горького события, Валерий Андреевич принимает предложение стать главным инженером в СУ-14. Вспоминая весь свой трудовой путь, мужчина часто в своем рассказе уделяет внимание тому, с какими людьми ему пришлось трудиться плечом к плечу.

– Везде были только квалифицированные работники – каменщики, бетонщики, монтажники. В СУ-15 у меня было две бригады, одна – Васи Авдеева, дру-
гая – Валентина Сапожникова. Сапожников – коммунист, вся грудь в орденах, и бригада вся была такая. Вася – здоровый, настоящий русский богатырь. Сапожникову говорю: «Вот чертежи» – он смотрит: «Тут надо сделать полегче, тут – попроще». Васе же, скажешь: «Видишь это?» –
он: «Вижу» – ему: «Надо сделать» – он: «Будет сделано». Вот что такое русский человек, горя с ними не знал.

Валерий Блазнов и Борис Шипунов
Валерий Блазнов и Борис Шипунов
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Работая на сложных объектах, часто приходилось применять смекалку и придумывать хитрые инженерные решения. Валерий Андреевич вспоминает, как его вместе с бригадой в 14 человек отправили на стройку установки сухого тушения кокса в Заринск. Каким-то образом необходимо было установить четыре фермы, залитые бетонной смесью весом  более чем 100 тонн. Кроме того, на них нужно было выложить сэндвич-панели. Каким образом это сделать, удалось придумать после мозгового штурма.

– На каждый угол поставили сварщика, резчика и слесаря, который отвечал конкретно за свой комплекс работ. Когда все вышло, мы сами были удивлены получившемуся. Как будто инопланетяне прилетели и это сделали вместо нас, – продолжает строитель.

Под Богом

С теплом и особым трепетом Валерий Андреевич вспоминает о своем непосредственном участии в строительстве Покровской церкви.

– Я три месяца после ухода из СУ-14 был безработным. Шел по городу, и мне встретился бывший замглавы администрации Иван Константинович Фомин. Слово за слово, он и сказал, что Владиславу Пеленёву нужен прораб. Строительство, конечно, было интересное, много приходилось изобретать. Но хочу сказать, работали на стройке не только профессионалы, были и совершенно неопытные. Высота огромная, но пальца даже никто не
уколол.

Фото из архива Валерия Блазнова
Фото из архива Валерия Блазнова
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

После Покровской церкви строителя пригласили консультантом на возведение храма Святителя Николая Чудотворца на вокзале. Валерий Андреевич подошел к этому со всей душой и всегда рад звонку настоятеля храма отца Дмитрия и сотрудникам строительной компании. Работа на этих объектах даже вдохновила мужчину на стихотворное творчество.

Многое из рассказа этого интересного человека останется за рамками этой  статьи. Все, что знает и помнит первостроитель Бийска, трудно поместить в газетный формат.

Фото из архива Валерия Блазнова
Фото из архива Валерия Блазнова
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Добавить хочется такую деталь, как отношение к своему делу людей поколения Валерия Андреевича. Насколько качественно строятся дома и объекты в настоящее время, неизвестно, но о чем строитель точно может с уверенностью сказать, что в его бытность новостройки принимались  намного строже, чем сейчас.

Комментарии (16)

1000

Авторизоваться:

Гость

А почему же тогда ему не дали орден Ленина и не присвоили звания Героя Соцтруда за героические трудовые свершения ?

Гость

Фантазер, ну до него конечно города как такого не было.

Житель города

Вот она правда про квартиры, а не то что Маюнов байки рассказывает,что всем просто так давали, должен был начальник по блату за тебя похлопотать и дадут тебе двушечку. По поводу техники безопасности это вообще чуть ли не в каждом предложении. Очевидно план гнали к очередному съезду коммуняк, вот и наплевать на людей было, главное отчитаться. И ведь не откажешься никак, иначе это саботаж уже! На монтаже в Заринске какую-то смекалку применяли, вместо того, чтобы по разработанной схеме работать, это вообще уму непостижимо. Как так вообще можно строить? Тяп-ляп на авось?

Сергей
Житель города, Они делали, работали, ошибались. Сейчас нет ошибок, но и свершений нет.
Ответить
Гость
Сергей, сейчас ошибок ещё больше, сколько новых домов уже стоит с дефектами? если в процентном соотношении взять, то сейчас строят гораздо хуже чем раньше, пусть иногда и быстрее в некоторых городах.
Ответить
Конрад Маюнов
Житель города, ты сейчас набаешь, что не в курсе, что ещё и от предприятий жильё давали? То ли дурак, то ли притворяешься.
Ответить
Житель города
Ты мне не веришь, вот тебе герой труда в статье вещает, что начальник словечко замолвил и по блату дали, а это значит что кто то из очереди не получил. Или он тоже звездит? Посмотри сколько частного самостроя в Бийске и сколько бараков снесли. Хотя тебе болвану и сказочнику ничего не понять, у тебя же в совке у всех жилье бесплатное было, тебе же мамка про это колыбельные пела и сам ты это с пелёнок все лично помнишь. Ага было по три поколения в двушечках ютились. Сам захватил это.
Ответить
Конрад Маюнов

Ну так тогда и делали для людей, доя страны, а не для тоно, чтобы карманы буржуя набить. И на спецах не экономили, не то, что сейчас - нанимают кого попало за гроши.

Гость
Конрад Маюнов, ты чего в обоих текстах столько букв пропустил, что непонятно что написано? пива что ли просроченного перепил?
Ответить
Конрад Маюнов
Гость, с телефона пишу потому что.
Ответить
Гость
Конрад Маюнов, как это не экономили ? расценки вовсю снижали, где только возможно. Впрочем и сейчас примерно то же самое повсюду практикуется.
Ответить
Гость
Конрад Маюнов, как ты можешь комуняка писать с буржуйского девайса? пиши со скрепного, дискового, выпущенного в совке.
Ответить
гость1
Гость, или по телеграфу
Ответить
Александр

"похлопотал за двухкомнатную квартиру. Так я до сих пор в ней и живу" !? Строитель с тех совковых времён проживает всё в той же выхлопотанной квартире? Скорее всего была и другая - отдал детям. А сейчас полжизни будешь горбатиться в Бийске за "хрущевочку"

Гость
Александр, ну так поезжай вахтовиком в какой-нибудь Уренгой
Ответить
Гость

"Как-то сосед, который там работал, спросил меня: ты хоть знаешь, какой объект сооружаешь? Так вот, говорит, это будет один большой компьютер. Шел 1984 год, компьютеры с каждым годом уменьшались в размерах, даже не знаю, что потом стало с этим зданием." Так вот, здание стоит, я и люди там работают. Бассейн для охлаждения того компьютера, так и остался, стоит просто так