Генеральный директор АО «БПО «Сибприбормаш» Сергей Михайлов получил звание «Директор года»
С «БР» Сергей Михайлов поделился, в чем основная задача директора, почему важно развивать профсоюзы и что стоит перенять из советского прошлого.
Роль личности
– Сергей Семёнович, в чем ваш секрет управления предприятием?
– Я просто не мешаю работать специалистам.
– Поясните.
– В российской исторической науке есть термин «роль личности в истории». Один из ярчайших примеров в советском периоде – это Иосиф Виссарионович Сталин. К нему можно относиться по-разному, но это лидер, который сформировал страну «от и до» – принял с сохой, а оставил с ядерной энергетикой. Причем сделал это практически в единоличном порядке.
Я не говорю, что я такой же и что весь завод держится на мне. Есть коллектив, есть материально-техническая база. Но моя задача – вырастить коллектив завода до такого уровня, чтобы директор не принимал участия в его каждодневной, рутинной работе.
Работа директора – это внешняя политика, стратегия. А завод должен функционировать сам по себе, как слаженный часовой механизм, в зависимости от поставленной задачи. И сегодня управленческая команда завода над этим работает.
– А к какому результату стремитесь?
– Мы уверены, что у завода есть потенциал, чтобы при том же коллективе, на том же оборудовании выдавать значительно большее количество продукта. И это при том, что наши нынешние результаты многим уже кажутся фантастическими.
Мы анализируем, перерабатываем производственную систему, но не так, как это делают в области производительности труда. Мы копаем намного глубже. Выстраиваем внутренние, деловые, интегрированные, смежные процессы. И по итогу такая синергия должна дать очень хороший результат.
– Вы ведь сейчас не только про государственный заказ?
– Зацикливаться на том, что производит завод в настоящем времени, абсолютно неправильно.
Например, в советское время завод производил больше гражданской продукции, чем какой бы то ни было другой. И эти товары широкого потребления были качеством не хуже, чем западные. Другое дело, что их не хватало, не проводилось работ по постоянному улучшению эксплуатационных характеристик, но это говорит об ошибках в системе управления отраслями.
А потом был период безвременья, неплатежей и всего остального. Если бы после развала Советского Союза была возможность экономике нормально функционировать в плане кредитно-денежной политики, все предприятия нашей отрасли сегодня бы процветали.
Но зачем нам говорить и мечтать о том, чего уже не вернуть? Нужно, опираясь на опыт прошлого, двигаться вперед.

Господь Бог – тоже технолог
– Ваша сфера производства в целом закрыта. И все-таки можете привести некоторые цифры?
– С момента вступления меня в должность, это было три года назад, команде завода удалось увеличить выручку предприятия более чем в 4,5 раза в денежном эквиваленте. Тут была совокупность факторов: это нужно было Родине, это нужно было заводу.
По образованию я инженер-технолог. До прихода на «Сибприбормаш» работал в органах Ростехнадзора, выступал и подрядчиком, и заказчиком, освоил смежные специальности – строительство, механику. Когда понимаешь основы управления, принципиальной разницы уже нет, в какой сфере ты работаешь.
Одно знаю точно: миром правят технологии. Господь Бог ведь тоже технолог. Технология лежит в основе всего.
– Но в основе технологии лежит наука. Что происходит сейчас с научной школой?
– Вообще, инженерная школа – это очень сложная вещь. К сожалению, за постсоветские годы наша научная школа многое потеряла, и сейчас нам приходится «догонять». В этом плане мы работаем, создаем различные программы, для того чтобы повысить свой уровень, привлечь молодежь, создать свои научные компетенции и школы.
– Преемственность важна?
– Это база. Принято считать, что поколения сменяются каждые 20 лет. Есть такое распространенное в науке мнение, что потерянное за два поколения, то есть за 40 лет, вернуть практически невозможно.
Мы очнулись, скажем так, через 30 с небольшим лет. Но есть еще люди «старой школы», база. От нее и надо отталкиваться. Да, сложно наверстать, но еще не все потеряно.
– Вы имеете в виду именно научные разработки или организационный процесс тоже?
– И его в том числе. Поэтому многим производственным предприятиям приходится сейчас делать несвойственные им вещи.
В советский период, когда предприятия, имея узкопрофильную деятельность, приписанную к определенным наркоматам, переходили в политехнологичные заводы, под них формировались целые образовательные кластеры – развивали рабфаки, создавали научные школы, институты, которые потом формировали научную базу. Это основа, на которой можно выращивать все что угодно. Сегодня такой процесс может быть обоюдным. Поэтому важно разглядеть в людях, в технологиях, в предприятиях потенциал и задействовать его.
– В ваших ответах заметна ностальгия по временам Советского Союза. Что, по вашему мнению, было особенно ценно в устройстве общества тогда?
– Нам не хватает того единства, которое было в СССР. Сегодня есть некая разобщенность. Каждый в первую очередь думает о собственном материальном благе, о потребительской составляющей.
Я где-то слышал рассуждения на эту тему. Почему сегодня многим кажется, что в Советском Союзе люди ходили с высоко поднятой головой? Потому что они смотрели в небо, мечтая о космосе и жизни на других планетах. А почему сегодня голова опущена вниз? Потому что сегодня мы все уткнулись в смартфоны и даже под ноги не смотрим.

На 2,5 тысячи работников в плюсе
– Сегодня почти в каждой сфере говорят о тотальном дефиците кадров. Вы тоже с этим столкнулись?
– Надо не говорить о проблеме, надо ее решать.
Общаясь со многими в городе, знаю, что обо мне говорят: что я заставил другие предприятия поднять в Бийске зарплаты, иначе все «сбегут» на «СПМ». Конкуренцию на рынке труда никто не отменял, как мне сказал один из бийских директоров.
– Вы пришли на завод три года назад. Как за это время увеличился штат?
– В 2022 году на «Сибприбормаше» работало примерно 1860 человек. Сегодня уже около 4450 человек.
– Понятно, что повлияли геополитика, другие внешние и внутренние обстоятельства. Но нужно было замотивировать людей идти на завод. Зарплата здесь решающий фактор?
– Поднятие уровня зарплаты – это была первоочередная задача, и решалась она в 22-м году, мягко говоря, «с боем». Но это было необходимо сделать, чтобы люди ощутили свою социальную защищенность. И задача была решена, а далее поставлена на постоянные рельсы в зависимости от действующего дефлятора. Следом идут уже косвенные всевозможные материальные и нематериальные поощрения.
Но чтобы создать действительно эффективный, работающий коллектив, одних материальных благ недостаточно. Сама работа должна быть интересна людям. Важно ощущение, что ты нужен здесь, на своем месте, что твои права всегда соблюдают.
Уверен, что важную роль в укреплении коллектива играет профсоюз. Надо повышать роль лидеров профсоюзных движений, и не только первых лиц, но и первичных ячеек.
– «Сибприбормаш» всегда отличался продуманной социальной политикой. У вас прекрасная поликлиника, комнаты отдыха, сады на территории. К чему дальше стремитесь?
– Сейчас мы все это централизуем и улучшаем. Поликлиника у нас расширяется, мы перешли на круглосуточный режим работы медицинского персонала.
Начинаем также развивать наши зоны отдыха, которые, к счастью, остались. Когда-то у завода были две туристические базы, два пионерлагеря, даже пансионат в Сухуми. Все это после развала Союза ушло с молотка. Понятно, что этого уже не вернуть.
Но у нас остался бывший пионерлагерь «Садко». Мы его переименовали в «Обскую резиденцию «СПМ». Будем здесь развивать санаторные компетенции для наших сотрудников. Они хорошо работают – должны и хорошо отдыхать.
Даже с учетом того, что средний уровень зарплаты на заводе превышает 80 тысяч рублей, мы понимаем, что санатории Белокурихи и базы Горного Алтая, к сожалению, это слишком дорого. А живя на Алтае и имея какие-то свои рекреационные зоны, почему бы их не развивать? Этим мы и занимаемся сейчас.
Уж кто бы говорил о хорошем качестве ТНП . Неработающие мотоблоки, незаводящиеся бензопилы, стиральные "машины ", закручивающие бельё в узлы , замки, которые гвоздём открывались - шедевры от СПМ.