Бийский рабочий

Ценный урок: в благополучии учителей заинтересовано все общество

Сегодня школа берет на себя решение многих проблем. И на учителя возлагается все больше ответственности, но вот о правах говорится мало.
Читать в полной версии ➔

Как сегодня можно защитить учителя в непростой социальной обстановке – об этом наше интервью с председателем профсоюза учителей города Бийска Маргаритой КАРПОВОЙ.

Дефицит кадров и низкие зарплаты взаимосвязаны

  • – Маргарита Борисовна, не секрет, что сегодня растет дефицит учителей. Сколько именно не хватает педагогов в школах Бийска?

– У нас есть конкретные данные по годам. Например, в 2015 году в образовании города не хватало 10 педагогов дошкольного образования и 45 учителей. В прошлом, 2018 году дефицит составил уже 17 «дошкольников» и 64 учителя. На 1 сентября 2019 года нехватка учителей значительно усилилась: если педагогов дошкольного образования не хватало 16, то учителей – уже 112. И больше всего нашим школам не хватает преподавателей английского языка, начальных классов и математики.

  • – Как сегодня обстоят дела с зарплатой педагогов? Выполняются ли майские указы в отношении учителей?

– Президентские указы сменились нацпроектами. И в вопросах зарплаты там стоит задача, чтобы на 100 процентов учительская зарплата равнялась средней по стране. Пока эта цель не достигнута. Есть и другая проблема, когда уровень средней зарплаты достигается за счет увеличения нагрузки на учителя. Сегодня ставка учителя – 18 часов в неделю, но такое количество часов мало кто из учителей ведет. В основном нагрузка гораздо больше.

Профессия учителя отличается от других тем, что у него кроме уроков есть дополнительные обязанности – та же проверка домашнего задания, методическая работа, подготовка к урокам. Это обычно занимает еще столько же времени, что и уроки. Рабочего дня на все это не хватает, и человек продолжает работать дома, в ущерб семейным делам и даже отдыху.

  • – Как профсоюзы решают задачу увеличения зарплат педагогов?

– Для профсоюзов это является одной из основных задач на сегодня. С сентября нынешнего года школы перешли на новую, окладную, систему оплаты труда. Она более простая и понятная. И этого добились профсоюзы. Пока финансово от новой системы оплаты труда выиграли только малокомплектные сельские школы. У них произошла ощутимая прибавка к зарплате.

Сейчас мы добиваемся того, чтобы минимальный оклад хотя бы равнялся МРОТ. И чтобы все остальные добавки шли уже сверху этого. Вообще, профсоюзы давно ратуют за то, чтобы зарплаты бюджетников, включая учителей, и в Бийске, и в Москве были одинаковы. Пока этого не получается. Ведь зарплата учителей – это полномочия региональной власти. А бюджет в Алтайском крае и в богатых регионах совсем разный.

Чем чревато эмоциональное выгорание

  • – Чем грозит перегрузка педагогов в школах?

– Такая ситуация может иметь целый ряд негативных последствий: от потери качества образования до эмоционального выгорания педагогов на работе. Думаю, в перспективе от этого никто не выиграет.

  • – Существуют ли программы по обеспечению жильем молодых педагогов?

– Служебного жилья для молодых учителей нет. Единственное, молодые педагоги, как и все, могут участвовать в программе по получению льготного жилья «Молодая семья». И в Бийске эта программа успешно работает.

  • – Сегодня педагог слабо защищен и со стороны родителей, которые активно жалуются на учителей. Как решаются конфликты с родителями?

– Родители сегодня часто являются активными участниками образовательного процесса. Но они часто, зная свои права, забывают об обязанностях. И эту ситуацию тоже нужно менять.

Как поднять статус педагога и защитить его права

  • – Как учитель может защитить свои права?

– Сегодня в обществе важно поднимать статус педагога. Все чаще СМИ и социальные сети просто с упоением рассказывают и показывают, какие учителя плохие. На педагогов сваливают все проблемы общества, а они и так встречаются с этими проблемами на своей работе каждый день. Поэтому обязательно нужно возрождать образ учителя как человека, очень важного для общества. Без этого сложно изменить ситуацию.

  • – Как профсоюзная организация может помочь учителю, если его права нарушили, например, оскорбили родители или ученики?

– У нас бесплатно работает юрист. Один раз в месяц он для педагогов, членов профсоюза проводит бесплатные консультации. И наши учителя после таких консультаций чувствуют себя гораздо увереннее.

  • – Это все точечное воздействие. Как принципиально можно решить проблему защиты прав учителя, чтобы он себя уверенно чувствовал на работе и шел в школу с радостью?

– Мое личное убеждение: нужно обеспечить достойную заплату учителей. И этого, конечно, недостаточно. Еще более важно возродить высокий статус учителя в обществе. И для этого есть предпосылки – мы ждем уже в новом, 2020 году закон о статусе педагога. Надеемся, что там будут прописаны права педагога и процедура их защиты. Пришло время защищать права не только учеников, но и педагогов.

Ниже некуда

В этом году учителя школ Бийска стали одними из самых низкооплачиваемых в Алтайском крае.

Так, по данным Алтайкрайстата за 9 месяцев 2019 года, средняя зарплата педагогов школ по региону составила примерно 24 тысячи 500 рублей. В Барнауле за это же время средняя зарплата учителей достигла 28 тысяч 500 рублей, Новоалтайска – свыше 27 тысяч 500 рублей. В Бийске же за аналогичный период средняя зарплата школьных учителей сложилась на уровне примерно 24 тысяч 400 рублей. В Бийске, как и Рубцовске, зарплаты учителей оказались самыми низкими среди городов Алтайского края.

Читать в полной версии ➔