Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Бийскому электротранспорту создадут «автоколлегу», чтобы не делить пассажиров

Началась подготовка к конкурсу автоперевозчиков на муниципальные маршруты.

В начале ноября Александр Студеникин, глава Бийска, объявил, что на базе трамвайного управления в Бийске будут создавать управление пассажирских перевозок. Не когда-то в отдаленном будущем, а буквально завтра. Это управление будет координировать работу не только имеющегося электрифицированного транспорта, но и автобусов – своих, муниципальных. Их будут закупать, готовясь к конкурсу перевозчиков, который намечен на 2021 год. На него впервые за последние 20 лет выйдет муниципальный автотранспорт. Однако в мэрии называть новую структуру возрождением автоколонны не торопятся, говоря, что это абсолютно новое управление, задача которого сбалансировать перевозки пассажиров между трамваями и автобусами.

Подтвердил ту же идею и Сергей Елясов, директор МУП «Трамвайное управление», на брифинге, где он помимо отчета о текущей деятельности предприятия рассказал о своем видении дальнейшего развития пассажироперевозок в Бийске.

 

По мнению Сергея Александровича, сейчас пассажирский поток распределяется между различными видами транспорта весьма неравномерно. Существуют автобусные маршруты, которые идут параллельно трамвайным. Работа между перевозчиками должна распределяться честно, нельзя один вид транспорта оставлять без пассажиров, переполняя другой.

В 2021 году состоится конкурс перевозчиков на муниципальные маршруты, к нему горадминистрация ведет подготовку уже сейчас. По словам Сергея Елясова, следующим шагом станет создание управления пассажирских перево­зок, главная задача которого –организация работы общественного транспорта на муниципальных маршрутах.

Также Сергей Елясов отметил, что не исключено участие трамвайного управления в тендере на автобусные муниципальные маршруты. Предприятие купит автобусы и поборется за право возить пассажиров не только по рельсам, но и по автодорогам.

Однако пока, перед глобальным расширением, в трамвайном управлении применяют методы обратные – расписание выхода на линию транспорта изменилось, и не в пользу пассажиров. Часть рейсов сняли, у части – растянули время выхода. Сергей Елясов поясняет: это «пробная версия» нового расписания, которое позволило бы предприятию снизить расходы. Вечером спрос на трамвай невелик – 5–10 пассажиров, при том, что средняя наполняемость должна быть выше в разы  – 100–120 человек. Поэтому там, где пассажиропоток низкий, ввели тестовое расписание.

Тут можно вспомнить, как в ноябре 2017 года перевозчика, пригнавшего свои автобусы к зданию мэрии «в знак протеста», долго на камеру (с последующим выкладыванием в сеть) отчитывали, что тот пропускает рейсы из-за их нерентабельности. «Пассажиры-то причем?» – взывали чиновники.

– Сегодня работе общественного транспорта не хватает координации. Автобусы ходят по маршрутам неравномерно. На остановках не успевает подойти один автобус, как тут же появляется другой, а то и сразу несколько скапливаются на одной остановке, – говорит директор трамвайного управления.

Вообще, задумались об этом в мэрии более года назад. Тогда был составлен план развития бийской транспортной системы на 2017–2021 годы. Одним из центральных мероприятий в нем значатся изменения в маршрутной сети. Уже тогда в администрации подчеркивали, что существующая ныне схема движения автобусов и трамваев приводит к неэффективному использованию дорожной сети и концентрации большого количества транспорта в одном направлении. В процессе оптимизации сети предлагается скорректировать маршруты, обслуживаемые автобусами малого класса (которые по привычке в народе называют «маршрутками»), – перенести их с основных магистральных улиц города, «передав» пассажиров более вместительным автобусам и трамваям. Не исключены изменения и пригородных маршрутов. Дабы те не пересекались с маршрутами городскими, есть предложение «укоротить» их до ближайшего пересадочного пункта, находящегося в городской черте.

 

Для трамвая, который в Бийске нужно спасать, это, безусловно, выгодные и удобные условия работы. Для пассажиров – не всегда. Действительно, по основным маршрутам транспорт работает неплохо, ждать автобус долго не приходится, появляются новые маршруты. Люди привыкли. В администрации не раз упрекали бийчан, что автобусы подъезжают чуть ли не к подъезду дома и говорили, что автобусов на центральных улицах города слишком много. Их нужно отправить на периферию, а главные потоковые улицы отдать трамваю. Так и быстрее, и дороги разгрузятся.

В сети, где сначала разлетелась новость, что трамвайное управление может встать на новый путь, такие заявления приняли на ура. Комментаторы активно поддерживали задумку, грозили кулаком в сторону нынешних перевозчиков: «Ну уж теперь цену-то не задерете!» – и уже подсчитывали, какие доходы новая структура принесет в городскую казну. Родители комментаторов, которые в отличие от нового поколения помнят времена, когда на дорогах был муниципальный транспорт, такую радость разделили не до конца. Скорее возникли опасения: «Так теперь автобуса снова не дождешься?».

А ведь такое было – многие годы подряд. Трамвай был главным городским транспортом не ввиду своей экологичности, которая сегодня подчеркивается крайне часто. Просто автобусов было очень мало, ходили они редко, с перебоями, да и ходили не везде. Не повторится ли ситуация?

 

 

В тему

 

Муниципальная автоколонна № 1244 не смогла пережить приход на рынок пассажироперевозок частников. Предприятие было создано в советское время, и основными функциями ее были не только получение положительного финансового результата, но и социальная нагрузка: оказание необходимого объема услуг пассажирских перевозок, предоставление рабочих мест.

 

До середины 90-х годов прошлого века предприятие было практически монополистом в городе. Но потом коммерческие организации и частные предприниматели составили серьезную конкуренцию муниципальному транспорту, так как оказывали аналогичные услуги практически по такой же цене. Если судить объективно, то для большей части населения не имело значения, услугами какого транспорта пользоваться – будь то муниципальный или нет. Меж тем у автоколонны был значительно устаревший автопарк, предприятие не имело возможности полностью его обновить. К тому же муниципальное предприятие платило налоги только по общему режиму налогообложения, в отличие от частных коммерческих организаций, которые в большинстве своем облагались по упрощенке. В итоге задолженность предприятия перед налоговой службой составила около 20 млн руб., началось банкротство. На базе автоколонны выросло предприятие «Бийск-Межгород», но и оно просуществовало недолго.

 

Кстати, в одном из последних интервью «БР» с мэром Геннадием Карпушкиным, при котором и была закрыта автоколонна, он заявил, что и спустя годы уверен, что решение о ее роспуске было правильным:

А ее и не надо было держать. Назовите мне город, где сохранился муниципальный транспорт… Владельцы автобусов также подконтрольны сейчас, покупают дополнительно транспорт, хуже не стало. Сколько новых маршрутов появилось! Я не поддерживаю тех, кто был против роспуска автоколонны. Чем бы я ее тогда поддержал?