30 лет – нормативный срок службы труб из металла
Погода в Сибири непредсказуема: то летом не согреешься, то по осени – жара. Но одно неизменно: зимой точно будет холодно, и дома без теплой батареи будет совсем грустно. А чтобы отопительный сезон проходил гладко, подготовка к нему начинается уже в мае. Гидравлические испытания, ознаменованные отключением горячей воды – период, может быть, и не самый комфортный, но необходимый, чтобы выявить слабые места городских теплосетей. Ведь как известно, где тонко – там и рвется. И не дай бог, чтобы нечто подобное случилось в самый пик сибирских морозов (а ведь в некоторых городах бывали такие происшествия). Чтобы свести к минимуму риск таких ситуаций, лето – горячая пора ремонтов на коммуникациях. Однако в Бийске «раскопки» на теплосетевых объектах в этом году затянулись.
Нельзя не менять
Вопрос, почему не все земельные работы – то те, которые потребовали вскрытия грунта с асфальтом или газоном – были завершены к осени, подняли и на минувшем заседании Думы. Депутаты говорят, что редкая встреча с населением обходится без того, чтобы не были заданы вопросы, когда же засыплют места проведения работ и снова уложат дорожное покрытие. Особенно остро вопрос стоит по тем местам, где работы проводят не первый год – например, у Городского дворца культуры или на ул. Разина.
Энергетики поясняют: без замены теплосетей здесь не обойтись. Металл имеет свойство стареть. Считается, что его нормативный срок службы – 30 лет.
В Бийске возраст значительной доли труб перешагнул на четвертый десяток – такие прокладывали еще в советские годы. Сейчас в городе идет активная замена теплосетей на тех участках, где степень износа высока, дефект всего на паре метрах ветхого трубопровода может оставить без тепла треть города.
В приоритете те участки, от которых запитаны межкварталки: по ним тепло идет к большему числу потребителей. И проводить такие работы лучше планово и в летний период. Однако объемы таковы, что за раз их физически не осилить.
И такой объект в городе не один. В этом году капремонты прошли на пяти участках тепловых сетей – по ул. Горно-Алтайская, Воинов-Интернационалистов, Обская, Турусова и пер. Гастелло. По плану под замену попадало 1899 метров теплосетей, но объем работ пришлось увеличить - до 1917 метров.
Резонный вопрос жителей: неужели нельзя все сделать за один раз, коли уж раскопали? То, что это миллиардные затраты, рядовые потребители не задумываются, а ведь именно с их платы за тепло идут средства и на ремонтную программу, в рамках которой проходят работы. Согласились бы сами горожане, чтобы тарифы на отопление выросли в несколько раз? Едва ли.
Работы много, людей мало
О том, какие работы и в каком объеме были проведены в этом строительном сезоне, нам рассказали в Сибирской генерирующей компании.
Так, помимо капремонтов, проводятся еще и текущие работы. В 2024 году их должны провести на 2960 метрах теплосетей. Ремонт еще идет. Выполнена замена 2,2 километров.
Масштабы – значительные. Во многом сказывается форма города – Бийск вытянут вдоль реки, а львиная доля тепломагистралей тянется от одного главного источника – ТЭЦ. Понятно, что без последствий в виде нарушения асфальтового покрытия, при таких работах не обойтись.
- Асфальтирование после завершения ремонта требуется не везде - это зависит от места проведения работ. Например, где-то нужно только восстановить газон, а где-то подсыпать ПГС, - рассказывает Иван Свечкарев, главный инженер бийского теплосетевого подразделения СГК.
Там, где работы проводились с нарушением дорожного покрытия, энергетики передают участки подрядчикам-дорожникам. В этом году в Бийске восстановлением благоустройства на таких объектах занимаются компании из Барнаула. Бийские предприятия просто не отозвались на приглашение.
Проблемы у всех дорожников – что у местных, что у приглашенных – одни и те же: нехватка кадров. О тех же трудностях сообщают и подрядчики, которые в этом году ремонтируют городские дороги. Остро не хватает людей как для ручного труда, так и для обращения с тяжелой техникой. И ситуация в годами лишь усложняется. Так что сроки сдачи объектов затягиваются.
Тем не менее, на двух самых заметных объектах – на ул. Горно-Алтайской и ул. Турусова - подрядчик планирует завершить благоустройство к 10 октября.
А вот дорога на ул. Разина, по всей видимости, уйдет в зиму без асфальта. Здесь засыплют грунт и ПГС, а также будут поддерживать состояние дороги. А вот асфальтирование накануне холодов в компании называют неуместным, поясняя, что в период пониженных температур возникает высокий риск некачественного исполнения работы, поэтому асфальтирование следует проводить по прохождении зимы, когда пройдет уплотнение грунта.
Напомним, в этом году на участке ул. Разина и поворота к ул. Репина продолжились масштабные работы по демонтажу старых труб, установке неподвижных опор и укладке новых сетей с заменой железобетонных лотков. Замена затянулась на два года, но в компании поясняют, что теперь здесь будут использованы трубы с предизоляцией и специальными датчиками, которые позволят отслеживать состояние теплотрассы.
Шапито потому что. Из года в год в одних и тех же местах роют и пытаются видимость работ создать, но их халтуру прекрасно видно.