Для обслуживания девяти кладбищ в распоряжении сотрудников МБУ «Память» два мусоровоза и один трактор
Место, куда люди приходят к своим усопшим близким, так или иначе вызывает скорбь, глубокую печаль. Но бывает так, что и раздражение, когда на кладбище некоторые могилы скрываются под завалами ритуального и природного мусора. Старые венки, сухая трава и прочее с легкой руки соседа отправляются за соседнюю оградку. В чем же дело, в недостатке контейнеров для мусора или недостатке совести? Узнала корреспондент «БР».
Ресурсы на пределе
На территории Бийска девять кладбищ, все находятся в ведении МБУ «Память». Ежедневно, в соответствии с утвержденным графиком, заявкам от граждан, а также перед такими днями как Пасха, Родительский день, 9 Мая, ведется сбор и вывоз мусора. Объемы очень большие: ориентировочно, на каждом кладбище около 60 кварталов, в каждом захоронено почти по 20 тысяч человек. К тому же, уборка ведется не только на центральных, но и межквартальных дорогах, везде, куда может проехать техника. Помимо этого в летний период осуществляется окос травы вдоль дорог, на ветеранских и коммерческих кварталах.
– Хотелось бы, конечно, чтобы все было оперативно, однако те ресурсы рабочей силы, которыми мы располагаем, недостаточны, – с сожалением признает Юлия Шамина, исполняющая обязанности директора МБУ «Память». – Очень сильно не хватает уборщиков, косарей, специалистов по благоустройству, трактористов. Конечно же, людям хочется, чтобы кладбища были более чистыми. Но мы все делаем в силу своих возможностей.
В этом сезоне уборка началась с апреля и продлится до октября, как выпадет снег, акцент будет уже на расчистке дорог. Неважно, какая погода – вывоз мусора осуществляется постоянно. В распоряжении МБУ «Память» в настоящее время два мусоровоза, шесть работников, один трактор. И это – на все девять кладбищ.
– Стараемся отработать все поступающие к нам по телефону, почте и лично обращения граждан, – рассказывает Юлия Станиславовна. – Сложности часто возникают на межквартальных дорогах. Например, на таких кладбищах, как Заречное и Центральное, проезды настолько узкие, что вглубь спецтранспорт проехать не может. Многие граждане не выносят мусор к контейнерам, на центральные дороги, а просто складируют мусор внутри квартала. Оттуда его приходится выносить вручную, а это – достаточно трудоемкий процесс. Хотелось бы, конечно, расставить контейнеры возле каждого квартала, но у нас их тоже недостаточно. Мы смотрим, где появляется мусор и перевозим туда контейнеры.
Так, этим летом на Северном кладбище – 20 контейнеров, 13 на Центральном, 4 на Заречном, и по одному контейнеру на Старом кладбище, на кладбищах в Фоминском, Сорокино, Малоугреневке.
Он же памятник
В весенне-летний период люди не только убирают могилы своих близких, но и активно ведут благоустройство территории: меняют памятник, выкладывают плитку, устанавливают оградку. Соответственно, появляется более объемный мусор, строительный. Его необходимо также складывать в контейнеры, а не бросать у соседней могилы или там, где участок выглядит запущенным.
– На родительский день вообще произошел вопиющий случай – машины не могли проехать, потому что прямо на проезжую часть центральной дороги кто-то вывалил строительный мусор, – говорит Юлия Шамина. – Большая просьба к бийчанам: уважать могилы умерших, не складировать мусор на соседние участки. Просто представьте: приезжает человек чистить могилку, а она настолько завалена мусором, что не подобраться. Горестно видеть такое!
Сотрудники МБУ «Память» поясняют, как быть, если рядом нет контейнера. В таком случае важно просто упаковать мусор в мешки, поставить на краю дороги, их соберут, как будет проезжать спецмашина или вручную.
– Много раз сталкивались с таким: стоит пустой контейнер, а люди скидывают мусор около него, – отмечает Александр Черных, инженер предприятия МБУ «Память». – Приходится нашими небольшими трудовыми ресурсами закидывать его. Так бы машина быстро подъехала и увезла, а в итоге – теряем время. Просьба уважать и свой, и чужой труд. Или наполняют наши контейнеры бытовым мусором: так происходит на кладбище в Сорокино, потому что оно граничит с садоводством.
В контейнеры на кладбищах можно и нужно выбрасывать старые, демонтированные памятники, любой строительный мусор, оставшийся от работ по благоустройству.
– Частенько могут внутри квартала бросить старый памятник – вытаскивать лень, спину рвать, это же все тяжело, мрамор, гранит, – иронизирует Александр Черных. – Оттащат чуть в сторону и бросают, а потом там начинает образовываться куча мусора, остальные тоже начинают сваливать на место «отметки». Ну, а мы вынуждены убирать. Честно, мы стараемся: сейчас идем по запланированному графику. Вот если бы хоть раз за год собирать общегородской субботник, чтобы люди откликнулись, пришли на кладбище, привели в порядок не только свои, но и соседние заброшенные участки. Это было бы очень хорошо.
Плюс еще одно кладбище
Помимо ежедневных работ, сотрудники стараются откликаться на обращения пенсионеров, а их поступает немало. Бабушки и дедушки, которые в силу возраста или состояния здоровья уже не могут сами убрать важную для них могилку, могут рассчитывать на помощь. Если могилу завалили чужим хламом, ее расчищают, выкашивают траву.
Настоящая головная боль – поваленные аварийные деревья, разросшиеся во все стороны кустарники.
– Самыми проблемными кладбищами у нас остаются Старое и Заречное, там очень много сосен, и когда был ураган, это был просто ужас, сколько их попадало, – всплескивает руками Юлия Шамина. – Столько оград было повреждено, даже могилы выворачивало. Там только вокруг мы можем двигаться, в отличие от Северного, где во всех направлениях, а вглубь техника не заходит. Убрать поваленное дерево сложно, плюс есть опасность при этом повредить другие памятники.
Бийчанам напоминают: на кладбище нельзя садить деревья, даже если вам «просто нужен тенек», или «потому что так красиво» или «это память». Впоследствии они все становятся аварийными! Также лучше не ставить оградку – она мешает окосу травы летом, и уборке снега – зимой.
В настоящее время территория Северного кладбища почти заполнена, однако оно все так же будет работать, хоронить здесь можно минимум лет 20, очень много «резерва». Люди беспокоятся, чтобы место было рядом с родственниками. Активно идет планировка нового, напротив поселка Новый.
– Уже определили точки, по мере выделения спецтранспорта, идет подготовка. В зиму нам надо его уже запустить, ввести в эксплуатацию, – сообщил Александр Черных.










Далеко не во всех странах принято "украшать" захоронения оградками, скамейками, столиками, портретами на надгробиях. Некоторые наши сограждане даже норовят оградками огородить впрок внушительные участки для следующих своих покойников и для себя в том числе. Ну а заброшенные могилы среди зарослей бурьяна и разросшихся кустарников это обычная картина.