Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

История одной трубы, или как в Бийске тоннель появился

Тоннель.

Железная дорога пришла в Бийск сто десять лет назад

На момент ввода ее в действие она уже включала в себя ряд инженерных сооружений. Однако многие объекты на пути строились и вводились в эксплуатацию с течением времени и были продиктованы необходимостью. Об одном из таких объектов – тоннеле, соединяющем улицы Угольная и Трофимова, нам рассказал краевед Владимир Шнайдер.

Что было до тоннеля

Тоннель, над которым проходит железнодорожное полотно,  не самое достопримечательное место в Бийске, но, безусловно, интересное. Документов по его строительству Владимиру Шнайдеру найти не удалось, историю сооружения он собирал по воспоминаниям ветеранов. Со слов одного из старейших работников Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги Анатолия Александровича Гришанина, тоннель появился в начале пятидесятых годов прошлого века. Об этом инженерном сооружении Анатолию Александровичу рассказал бийский машинист -  Геннадий Павлович Подоляк. В те годы Геннадий работал на паровозах помощником машиниста:

- Изначально железнодорожная дорога пролегала по невысокой призме земельного полотна. Путь вполне подходил для обслуживания существующего тогда грузопотока. Без проблем справлялся со своей функцией – пропуск гужевого и автомобильного транспорта, и железнодорожный переезд, расположенный на переулке Околоток 7-й. Этот переулок соединяет улицы В. Максимовой (тогда Вокзальная) и Угольную. В залинейную часть города у бийчан ездить большой надобности не было, да и машин в то время было немного. Так что нагрузка на переезд была вполне стандартная.

Тоннель.
Тоннель.
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Из-за уклона поверхности после больших ливней и таяния снега водные потоки неслись с улицы Угольной на улицу Трофимова. Они подмывали полотно и затопляли путь. Но до 40-х годов прошлого века это не доставляло серьезной проблемы железнодорожникам, ведь  паровозы ходили с гораздо меньшей скоростью, а составы  были меньшей грузоподъемности.

Кто быстрее: лошадь или паровоз?

В группе «Алтайское краеведение» в ВК в одном из постов упоминается, с какой скоростью ходили поезда в конце 1930-х годов:

- Замечательный образец для подражания дал машинист тов. Микрюков А. 25 ноября 1937 года он провел груженый поезд из Барнаула до Алейска с технической скоростью 37,6 км в час вместо 35 км по норме.

Ещё более наглядно говорит о скорости поездов, история, которую поведал  Владимир Шнайдер:

- Дело было в начале 40-х годов прошлого века. Все поезда в целях контроля целостности состава оснащались  определенным прибором, установленным на автосцепке. И вот однажды с вокзала станции Бийск отправился состав. Перед его отправлением начальник станции заболтался с машинистом и забыл установить «концевик», а когда спохватился - поезд уже «потонул» в клубах пара. Связи начальника станции с машинистом тогда еще не существовало и дабы не попасть под наказание, виновник быстро снарядил подвернувшегося работника отвезти прибор на следующую станцию. Благо тогда на каждой станции имелись верховые лошади. Пока паровоз «чих-пыхал» до Чемровки, станционный рабочий вровень с ним домчался туда на коне. Установил на хвостовой вагон прибор и, тем самым, уберег начальника станции и машиниста от наказания.

Можно, конечно, допустить, что конная тропа срезала путь и была короче железной дороги по километражу, но факт остается фактом: скакун и поезд пришли в Чемровку одновременно. По словам Владимира Шнайдера, небольшим составам, ходящим с такими скоростями, талые воды угрозы не представляли.

Тоннелю быть

Ситуация начала меняться в 50-е годы прошлого века. Во время Великой Отечественной войны к нам в тыл были эвакуированы многие предприятия. Они выпускали различную продукцию, востребованную, по всей стране. Доставляли промышленные изделия и стройматериалы в другие регионы не только водным и автомобильным путями, но и по железной дороге. Грузоперевозки заметно возросли. Поезда стали ходить все чаще, скорость их была уже выше прежней. Да и сам город стал расти и развиваться ускоренными темпами. Строились заводы, фабрики и жилой фонд. В залинейной части располагался кирпичный завод, и на его продукция был высокий спрос. К тому же машины и подводы шли  сплошным потоком из сёл на элеватор. Возле железнодорожного переезда Околотка 7-го все чаще стала собираться пробка. Приходилось даже регулировщика ставить, но и он не особо-то исправлял ситуацию. В общем, в середине прошлого века в Бийске появились сразу 2 проблемы: потоки талых вод стали опасны для больших и быстроходящих составов, а переезд не успевал справляться с автотранспортным и гужевым потоком. В результате было принято решение о строительстве «высокого» железнодорожного полотна с тоннелем для пропуска не только талых и ливневых вод, но и автомобилей.

Как отметил Владимир Шнайдер, работы вела железнодорожная организация «Мостоотряд», однако документальных данных для  подтверждения данной информации ему найти не удалось. Так же в строительстве тоннеля были задействованы работники путевой части.

Тоннель.
Тоннель.
Фото: Сергей Кулыгин, «Бийский рабочий» и ©2ГИС

Открытие тоннеля не только защитило поезда от талых вод, но и разгрузило  переезд 7-го Околотка от пробок. Долгие годы сооружение верой и правдой служило бийчанам, пока в 2018 году на один из автомобилей не упал кусок бетона.  

Для машин проезда нет

После прецедента с обрушившимся куском бетона была обнародована информация, которая для многих бийчан и особенно автомобилистов стала неожиданностью. Касалась она функционала тоннеля. Согласно этой информации, тоннель  изначально строили, как водопропускную трубу для  талых и ливневых вод, а вот для проезда машин его стали использовать несанкционированно.

Машина пострадала, и ее владелец начал искать тех, кто отвечает за состояние тоннеля, дабы в дальнейшем направить им претензию на компенсацию. Выяснилось, что в реестре городских дорог объект не значится. В ГИБДД «Бийскому рабочему» предоставили комментарий, что изначально данный проезд оборудовался именно для пропуска талых вод.  Лишь позже, по мере увеличения числа автомобилей на дорогах, администрация Бийска приняла решение использовать водопропускной канал для проезда транспорта.

Тоннель
Тоннель
Фото: Сергей Кулыгин, «Бийский рабочий»
 Перед тоннелем были установлены дорожные знаки и светофор.

В службе корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» «Бийскому рабочему» также подтвердили, что искусственное сооружение под железнодорожными путями создавалось для пропуска паводковых и ливневых вод. Оно не является санкционированным местом для проезда автомобильного и иных видов транспорта.

Эта информация несколько разнится с информацией,  краеведа. Как бы то ни было, но после прецедента, точнее, в июне 2019 года, тоннель для проезда машин закрыли навсегда, и он исполняет функцию водопропускной трубы.

Решение о закрытии тоннеля принимали не бийские власти
Решение о закрытии тоннеля принимали не бийские власти
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Для соединения улицы Угольной  с основной частью города был приведен в порядок переулок 7-й Околоток.  Автомобилисты могут пользоваться путепроводом. Правда, маршрут по нему заметно длиннее. 

Поезда же, следующие до станции Бийск и отправляющиеся с нее, как и прежде ходят над тоннелем, не испытывая никаких неудобств и проблем от потока талых вод.

Комментарии (13)

1000

Авторизоваться:

Visa возвращается в Россию: компания зарегистрировала товарный знак, связанный с криптой и банковскими услугами. СМИ заявляют, что компания планирует возвращение в Россию, потому что не хочет терять российский рынок.

Гость
Гость, что нам делать с этой информацией?
Ответить

Автомобильный переезд был на пересечении Каховской (после спуска с горы) и Угольной. Потом в МПС начали по всей сети активно закрывать малодеятельные переезды, с целью обеспечения безопасности движения и сокращения аварийности. У нас на станции отчитаться о выполнении указания было особенно нечем. Поэтому как-то уговорили городское начальство на закрытие переезда на Каховской и дополнительно облагоустроили тоннель для пропуска талых вод. Такое решение в то время устроило всех.

Антикоммунист
Переезд Каховская-Угольная закрыли в середине 80-ых, потом начали строить виадук. Судя по внешнему виду тоннеля, его строили не только для пропуска воды. Для воды, достаточно было бы проложить трубы большого диаметра. Скорее всего в бюджете РЖД не нашлось денег на это благоустройство в связи с нерентабельностью ж\д ветки на Бийск вот и придумали версию. А то, что этот тоннель не стоит на балансе города, так на этом балансе много чего не стоит.
Ответить
гость
Антикоммунист, Антикоммунист, и тоннель и насыпь относятся к нижнему строению железнодорожного пути и может стоять на балансе только у организации эксплуатирующей путь. И не имеет никакого отношения к какой-то рентабельности, а только к безопасности движения. Выполнен тоннель по типовому проекту для отвода вод. Трубы тут не подойдут.
Ответить

"...не только талых и ливневых вод, но и автомобилей." Вот именно! Для талых вод не нужно делать такой высокий тоннель.

Гость
Гость, нужно, да будет тебе известно иногда высота водного потока там достигала половины его высоты, а раньше в отличии от современного времени делали всё с запасом, что бы вода из-за того что не может пройти не размывала вокруг всё.
Ответить

Врёт краевед, я ещё в 80-х, задолго до этого клоуна на которого камешек там упал и из-за которого тоннель закрыли несколько раз слышал что тоннель изначально строился только для пропуска талой воды и ездили там незаконно, да и подтверждает это весна, когда каждый год этот тоннель закрывали из-за глубины водного потока, так что Подоляк соврал краеведу, как и другой Подоляка сейчас врет про СВО, видать все Подоляки вруны.

А вообще вся проблема стала из-за одного ублюдка который захотел заработать на этом и придумал историю с камушком упавшим на его машину, хоть бы фамилию этой мрази кто сказал и этот человек очень достоин что бы ему все его машины сжигали, сделал недоносок проблему всем жителям города.

Гость
Не пропускайте прием таблеточек.
Ответить
Гость
Гость, 18:54, 15.09.2024 ты похоже и есть то чмо? или личинка того недоноска? зря тебе не по башке камень упал.
Ответить
Гость
Врач верит в вас.
Ответить
Пупкин Василий Васильевич
Гость, да,возлюби ближнего?!****** по правой стороне *****,подставь левую?!
Ответить