Этот учебно-тренировочный самолет у дома по адресу ул. Декабристов, 10, - точная копия одноместного МиГ-15
Уже будучи списанным со счетов, этот истребитель «тренировал» юных летчиков. Несколько поколений бийчан, сидя в его кабине, здесь, на земле, представляли, как взмывают в небо. Однако история появления истребителя в нашем городе, в обычном дворе, была покрыта тайной. Говорят, что его «привезли ночью» и он был «подбит в бою», а еще на подобном – разбился Юрий Гагарин. Что из этого – правда, разобралась корреспондент «БР», пообщавшись с экспертами из клуба стендового моделизма и «детьми из 90-х годов».
И бит, и крашен
Среди сосен и домов по ул. Декабристов «приземлился» серебристый истребитель. Сейчас он больше похож на артефакт из заброшенного города, проржавевший, поломанный и опустивший крылья.

В конце 1980-х годов этот двор так и прозвали, «самолет», из-за привезенного сюда объекта. На истребителе активно играла детвора, потом его даже пытались «сделать памятником». Непристойные надписи, оставленные хулиганами, закрашивали, а дыры латали, как могли. Сейчас самолет, словно покорившись судьбе, просто лежит в сухой листве, и кажется, стал частью пейзажа.
Восстановить МиГ-15, конечно, уже нереально, да и нет таких активистов, которые поборются за это дело. Однако недавно самолет «ожил» в нескольких моделях, выполненных в бийском клубе стендового моделизма. Несмотря на то, что для моделиста большее значение имеет использование реальных фотографий при проработке танка или самолета, увидеть «объект» в реальности – дорогого стоит.
– Наш клуб образовался примерно пять лет назад, постоянно здесь собирается только три человека, – рассказывает Виталий Петров, член бийского клуба. – Мы создаем сборные модели танков и самолетов, раскрашиваем историческую миниатюру. Все это можно посмотреть в Бийском краеведческом музее.

В моделях, выполненных здесь, важна точность: МиГ-15 полностью соответствует оригиналу, от покраски, до опознавательных знаков, только уменьшен в 72 раза. На базе этого истребителя сделан учебно-тренировочный самолет, полная копия оригинала – именно такой и стоит в Бийске на АБ.

– Основной вариант МиГ-15 разработан в 1947 году, это истребитель для перехвата воздушных целей, который был на вооружении авиации СССР и еще 47 стран, – рассказывает Виталий Викторович. – Использовался с 1949 года, в некоторых странах стоял на вооружении до 2006 года. Чтобы обучать летчиков для полета на этих самолетах, был создан еще и учебно-тренировочный вариант. Если в истребителе один пилот, то тренировочном самолете – два, инструктор и курсант.
Часто списанные истребители продолжали «служить Отечеству». Так, один из них был поставлен на ФНПЦ «Алтай» для испытаний боевых частей зенитных ракет.
Приземлился на АБ
Предполагалось, что он станет мишенью – истребитель, в числе других, должен был быть обстрелян. Но именно тот самолет, который стоит на АБ, миновал этой участи и остался неповрежденным.

Виктор Мишенин, опытный моделист, создавший около 300 моделей самолетов, увлеченный темой отечественной авиации и авиации Второй мировой войны, прекрасно помнит его реальную историю. Ведь одни из его самых интересных и любимых моделей – копии «выжившего» на АБ учебного МиГ-15.

– Этот самолет на АБ появился, когда я только приехал молодым специалистом в Бийск. Его передали МЖК-1 (жилые дома, объекты социального, культурно-бытового назначения, предназначенные для проживания и обслуживания рабочих и служащих, принимавших непосредственное участие в их возведении., - прим.ред.) от АНИИХТ НПО «Алтай», – вспоминает Виктор Владимирович. – Один из специалистов, там работавших, сказал, что «есть хороший не побитый самолет, который еще не попал на испытание». Я помню, что отцы-основатели МЖК-1 каким-то образом убедили тогдашнего директора Геннадия Саковича подарить им его. И действительно – истребитель был абсолютно целым, с него сняли только двигатель и вооружение, в остальном – в идеале. Конечно, в войне он не участвовал (это же учебная модель), а вот в небе – был. Так его и списали в «утиль».

Учебный МиГ-15 привезли во двор на АБ, установили с помощью крана.
– Не ночью, как ходят слухи, все было сделано вечером. Просто была осень, темнело рано, – поясняет Виктор Мишенин. – Это сейчас он стоит, чуть наклонив крыло, а первое время был установлен четко, на трех точках. 37 лет почти прошло, и недавно я его ходил «навестить». Конечно, уже не такой блестящий.

Несмотря на то, что этот самолет был тренировочным, он полностью повторял копию своего «боевого» товарища. Единственное, дальность его полета была меньше, а вес – побольше.
– Именно на таком самолете разбился Юрий Гагарин – УТИ, что значит «учебно-тренировочный истребитель», вариант с двумя кабинами, пилота-стажера и летчика-инструктора сзади, – подтверждает Виктор Владимирович. – Это был самый массовый учебно-тренировочный самолет в СССР.

Во дворе на АБ он был установлен вовсе не как памятник, а на забаву детворе. Однако с первых дней истребитель начали «растаскивать».
Последняя посадка
Новая «игрушка» принесла много радости местным жителям. В самом начале самолет был абсолютно целым: в нем были приборные доски, двигались педали и ручки. Но в первую же ночь МиГ «в миг» лишился фонаря, а подвижная часть прозрачной крышки кабины пилота позже валялась в подвале соседнего дома. Даже бронестекло умудрились разбить!

– Я жил в доме на ул. Декабристов, 13, это был соседний двор, который в народе и называли «самолет», – вспоминает Алексей Кабанов. – Я помню кабину со стеклом, штурвал пилота. Играть на истребителе было очень интересно! Куча всяких датчиков, трубок, выключателей. Колеса были в более-менее приглядном виде, в хвосте можно было шевелить все подкрылки. Поднимаешь – там множество гидравлических трубок. Прикольно было залазить в отсек, расположенный сзади, за местами пилотов. Детишек вокруг самолета всегда была тьма: чтобы попасть в кабину пилота, чуть ли не очередь нужно было отстоять. Со всего района ребята приходили. Со временем его начали «дербанить» на металл, но периодически проходили и восстановительные работы. Это место для моего поколения – по-настоящему культовое.

В начале 90-х годов на истребителе еще оставались остатки фонаря, штурвал и работали тяги механизации крыла. В нулевых была зафиксирована попытка утащить часть самолета, сдать на металл – но активисты с него глаз не спускали, «улететь» не дали. Даже в 2016 году самолет выглядел, по словам местных, прилично: на нем сделали надстройки из досок. Примерно в 2020 годы все надстройки разломали, истребитель исписали маркерами.
Немногие помнят, но в соседнем дворе за Прибыткова, 1, когда-то стоял бронетранспортер, также со снятым двигателем и вооружением: башня вертелась, люки можно было открыть, сиденье водителя – поднять. Его давно уже убрали, а «рожденный летать» истребитель обрел покой не в небе, а на земле. И кажется, больше никто не прогонит его с последнего места посадки.
Должно быть больше ничего с него уже просто так как раньше не снимается. Так что без болгарки тут не обойтись.