Выпуск продукции начался 15 ноября 1910 года
Из купеческого прошлого современному Бийску достались не только особняки, но и некоторые производства. И если о памятниках архитектуры у нас говорят достаточно часто, то предприятия вспоминают реже. Меж тем некоторые из них работают и по сей день.
С берегов Вятки на берега Бии
За то, что в Бийске занялись переработкой льна, стоит сказать спасибо Вятской губернии. Именно в ней, в городе Котельниче, проживали два брата – Аркадий и Николай Бородины. Их родители Дмитрий Емельянович и Фёкла Мануиловна занимались не только крестьянским хозяйством, но еще и небольшим кустарным промыслом – выделкой льна. Великих денег семья не имела, но скопить кое-какие средства удалось. Использовать выгодно капитал в Котельниче у Бородиных вряд ли бы получилось – слишком велика конкуренция. А вот вложить средства и накопленный опыт в открытие производства где-нибудь в глубинке было неплохой идеей.
Алтай к тому времени уже славился своими плодородными почвами и климатом. Поэтому не удивительно, что здесь активно развивались земледелие и переработка сельхозпродукции. Для продажи и транспортировки разных зерновых культур, гороха, кедрового ореха (в Горном Алтае его ежегодно собирали тысячи пудов) нужны были мешки. Обильно произрастало в нашей округе и сырье для этих мешков – лен. Тем не менее фабрик по его переработке не было. Этот пробел и решили исправить предприимчивые братья Бородины.
Получилось не с первого раза
Краевед и писатель Владимир Шнайдер рассказывает:
– Первое упоминание о Бородиных в архивных документах относится к февралю 1908 года, когда они обратились в Бийскую городскую управу с заявлением на приобретение участка земли в Заречье. Однако по неизвестным причинам просьбу эту тогда не удовлетворили. Тем не менее в следующем году сделка все же состоялась, и братья безотлагательно взялись за реализацию идеи. В Бийск приехали их семьи, сестры Бородиных со своими семьями, родители, а также нанятые в Костроме и Владимире профессиональные ткачи.
Фабрика была построена и запущена в действие в невероятно короткий по тем временам срок. Разрешение на строительство подписали 26 августа 1909 года, а уже через год, в сентябре 1910 года, томский губернский инженер Станислав-Адам Викентий-Карлов Хомич, осмотрев производство, подписал акт на его запуск. С этим столь необычным именем связаны и другие постройки – храм Александра Невского (выходящий на ныне Петровский бульвар) был построен по проекту Хомича.
Свое детище братья назвали «Первая Сибирская льнопрядильная ткацкая и мешочная фабрика Торгового дома «Братья Бородины». Хотя в других источниках встречается более укороченный вариант «Ткацко-прядильная фабрика торгового дома братьев Бородиных». Дело возглавил Аркадий Дмитриевич, а Николай Дмитриевич действовал от имени брата по доверенности. Нанятые ими из Костромы и Владимира ткачи должны были не только работать на фабрике, но еще и передавать навыки мастерства местному населению.
Выпуск продукции начался 15 ноября 1910 года. Фабрика производила льняные мешки, брезент, холсты, пряжу и нитки.
У краеведа Эльзаса Шмойлова в книге «Бийск» говорится, что сумма производства в год запуска составляла 19,5 тысячи рублей. На фабрике трудились 254 рабочих. Для сравнения: всего в Бийске на то время проживало более 19 тысяч человек.
Плановое производство и лучшее оборудование
Развивать семейное дело Аркадий Бородин собирался с размахом и по плану. Владимир Шнайдер продолжает:
– В отличие от большинства купцов и предпринимателей Бийска, например таких, как Морозовы, имеющие кожевенный завод, или Рыбаков, владеющий винокуренным заводом, Аркадий Дмитриевич вел плановое производство, месяц за месяцем, год за годом. Начинал он с 34 станков на одном паровом двигателе, но уже через пять лет количество станков возросло до 112, а двигателей установили три. При этом он никогда не экономил на оборудовании и приобретал только самое лучшее на то время.
В подтверждение своих слов краевед перечисляет, что было на производстве: «Прядильные машины закуплены у английской фирмы Platt Brothers, льночесальные – у фирмы «Мекка». Можно лишь догадываться, в какую сумму обходилась доставка и установка названных машин, а также их запуск, который производили специалисты фирм.
Но деньги на подобное оснащение и развитие производства Бородины, конечно, имели. Наличие дешевого местного сырья и большой спрос на мешки со стороны сибирских мукомольных предприятий позволяли получать солидную прибыль.
Школа, общежитие и чарка водки
С началом Первой мировой войны спрос на продукцию фабрики стал еще выше. Серьезный заказ со стороны интендантства поспособствовал расширению производства. В 1915 году фабрика уже давала продукции на почти на 880 тысяч рублей. На ней трудилось 647 рабочих и служащих (по данным Эльзаса Шмойлова – 674). В любом случае это было одно из самых больших предприятий дореволюционного Бийска и одно из самых крупных в обрабатывающей промышленности Алтая.
Благодаря семейному бизнесу Бородиных Заречье превратилось из дачной слободы в городскую часть Бийска.
По словам Владимира Шнайдера, Аркадий и Николай не только заботились о развитии фабрики, но и не забывали о людях, которые трудились на ней:
– В этом плане они были на ступень выше других предпринимателей Бийска, – рассказывает историк. – По данным бийского краеведа Виктора Шипилова, каждую субботу хозяева фабрики лично выдавали зарплату рабочим и всем желающим предлагали бесплатную чарку водки. Братья Бородины вошли в историю Бийска и как известные благотворители. Они жертвовали деньги на нужды учебных заведений, помогали общественным организациям.
Так, в 1912 году они построили школу для работников фабрики и их детей. Занимались образовательным учреждением супруга Аркадия Евгения и жена Николая Екатерина. А еще братья Бородины построили здание для общего проживания людей, не имеющих семьи.
Отдали без сопротивления
В 1916 году торговый дом Бородиных выделил 15 тысяч рублей на продовольствие семьям фронтовиков. Это были солидные по тем временам деньги. Неудивительно, что после февральской революции 1917 года, свержения монархии и создания Временного правительства Аркадий Бородин был избран председателем профсоюза рабочих-текстильщиков.
В марте 1918 года советская власть национализировала фабрику. Бородины отдали ее без сопротивления, но попросили остаться при производстве в качестве консультантов. Во время колчаковской диктатуры Бородиным вернули фабрику, но затем со вторичным установлением советской власти предприятие вновь национализировали.
Что касается дальнейшей судьбы братьев Бородиных, то тут есть несколько версий. По одной из них, Аркадий с семьей в 1919 году успел эмигрировать за границу – в Китай или Японию, а Николая расстреляли в 1920 году. По другой версии, в картотеке НКВД обнаружены учетные карточки, заведенные в 1931 году на обоих братьев.
Больше материалов об истории Бийска читайте









Если картотеке НКВД обнаружены учетные карточки на этих братьев, то наверняка они были расстреляны как классово чуждые буржуазные элементы.