На удивление, сохранилось мало данных о том, как строили трамвайные мосты
Сегодня эти сооружения – неотъемлемая часть дорожной инфраструктуры Бийска. И путепроводы, и подземные переходы, конечно, не являются архитектурными объектами или исторической достопримечательностью, но, между тем, это знаковые для города сооружения. «БР» узнал, как и когда их построили.
«Тайные» объекты
Об этих объектах найти информацию оказалось довольно сложно. Несмотря на то, что оба моста являются частью трамвайных путей, материалов об их строительстве в городском архиве не нашли.
«Бийский рабочий» в разные годы рассказывал о том, как строили и вводили в действие очереди путей, как на линию вышли первые трамваи… А вот о том, как эти пути соединили путепроводы, известно очень мало.
Не исключено, что все внимание в те годы было приковано к другому мосту – стратегически куда более важному. С лета 1960 года начались подготовительные работы по строительству коммунального моста через Бию.
Тем не менее, 10 ноября 1962 года «Бийский рабочий» опубликовал небольшую заметку о строителях второй очереди трамвайных путей. В ней упоминался и путепровод «Переезд – Котельный завод». Рассказывалось, что основная тяжесть работ легла на плечи работников 4-го и 8-го управлений треста №122, управления «Сибэлектромонтаж», мостопоезда №403. Отметили и работников трамвайного управления, трудившихся на запуске второй очереди:
«Бригадиры Ф.Н. Буренков и Ф.С. Грязнов, путевые рабочие В.Н Рудаков и М.А Рачимов своим трудом, своими опытом и знаниями внесли в строительство примыкания ранее существующего кольца к путепроводу вклад, который трудно переоценить».
А уже в следующем году в Бийске начали строить второй путепровод, соединяющий в последующем остановки «Продмаш» и «Табачная фабрика».
О том, что трамвай «приближается» к центру города, «БР» писал 20 апреля 1963 года.
«Началось строительство третьей очереди трамвая. Идет засыпка грунта на путепроводе против завода «Продмаш». 10 апреля мостопоезд приступил к строительству опор. Две из них уже установлены. Бульдозерист Г. Лоба готовит котлованы для следующих опор. «К 7 ноября путепровод будет готов», - обещает старший прораб мостопоезда И.Г. Гонохов».
Введение путепроводов (бийчане их называли трамвайными мостами) способствовало если не устранению транспортных проблем, то, как минимум, снижению их остроты. Жители центральной части города теперь могли на трамваях добираться на работу в промзону.
Вышли из трамвая - а моста нет: авария на переезде
В конце 1980-х годов в Бийске случилось серьезное ЧП – произошла авария на переезде на ул. Трофимова, в результате которой обрушился мост. Поезд протаранил КрАЗ, груженный трубами, и выбил две опоры моста. Сохранились фото с места происшествия, а в комментариях своими воспоминаниями делились очевидцы:
- «Ехал как раз в сторону Приобского района на трамвае. Перед нами трамвай встал, пошли смотреть, а с нашей стороны моста нет».
- «Там люди погибли. Трое».
- «После этого происшествия выходили из трамвая и проходили мост пешком».
- «Теперь две опоры железные стоят, а были бетонные».
Вот какими воспоминаниями с нами поделился Борис Жданов. В те годы он был мастером контактно-кабельной сети:
- Это было ЧП городского масштаба. Сбили несущую опору, путепровод рухнул, - вспоминает Борис Филимонович. - Мы тогда в парке говорили: хорошо, что в это время на мосту не оказалось трамвая, пострадавших было бы гораздо больше. Перед нами поставили задачу, как можно быстрее организовать движение. Трамваи ходили от переезда до Западного кольца по 1-му и 6-му маршрутам. По ту сторону путепровода тоже ходило несколько трамваев. Они перевозили людей от разворотного кольца на «Гилева» до Заречья и Лесозавода. Потом путейцы трамвайный путь восстановили, а мы без проблем натянули контактную сеть. Сколько дней трамваи не ходили от «Гилёва» до переезда, я теперь уже и не помню.
Администрация города предоставила архивные документы, касающиеся ремонта разрушенного моста:
«Согласно распоряжению Исполнительного комитета Бийского городского Совета народных депутатов Алтайского края от 29.09.1988 №613 были произведены работы по уширению переезда по ул. Трофимова. Также согласно распоряжению от 28.11.1988 №754 директору Бийского отделения Алтайснабсбыта тов. Шарину В.А. выделить МСУ-30 для изготовления пролётных строений разрушенного путепровода арматурную сталь класса А II и А-I».
Сегодня оба моста продолжают служить бийчанам, периодически на них проводятся ремонтные работы.










Кто-то из начальства плохо учил сопромат, вот он и рухнул после того, как некоторое непродолжительное время послужил после возведения. И ведь не посадили никого.