Бийские советские магазины: старый универмаг, ЦУМ, «Мечта», «Золотой ключик»
В советские годы бийчане, собираясь в поход по магазинам, говорили: «Я поехал на стройку» - значит, он планировал посетить магазины Приобского района – «Детский мир», «Скороход». А если говорили: «Я поехал в город» - значит, предстояли покупки в старой части города.
Старый универмаг – настоящий бренд города того времени. Как вспоминают бийчане, это был классический советский универмаг с соответствующими отделами. Располагался он в здании пассажей Второва и Фирсова, где уже сама атмосфера, еще с дореволюционных времен, была торговой.
Вспоминает Ольга Першина, директор ООО «Городская оптика»:
- В те времена была строгая классификация магазинов – жители Бийска четко знали в каком магазине что продают. В так называемом в народе «старом универмаге» - женская и мужская одежда, галантерея, ткани и швейные изделия, головные уборы. Рядом был кинотеатр, сквер, набережная (в сквере Фомченко), пусть небольшая, но была. И основное скопление людей было там…
Универмаг в СССР – торговый универсальный магазин, имеющий в продаже все группы непродовольственных товаров. Концепция универмага нового типа сложилась в 1950-х годах, когда советским руководством овладела идея догнать и перегнать Соединенные Штаты. Впервые новые принципы советской розничной торговли были представлены общественности в киноленте 1955 года «За витриной универмага». Фильм был снят в павильонах «Мосфильма», поскольку на тот момент подобных магазинов в СССР не было. Большой крупный универмаг был в каждом городе Союза.
Совсем рядом с универмагом располагался один из самых любимых магазинов бийчанок. Это специализированный ювелирный магазин «Мечта». Очевидцы вспоминают, что красивее витрин, чем в «Мечте», в городе не было – синий и красный бархат, грамотная подсветка, модные витрины. «Мечта» была действительно мечтой каждой женщины города.
«Бийский рабочий тогда писал:
- Всеми цветами радуги переливается хрусталь. Истинное удовольствие – подержать такую вазу в руках. А как украсит она стол! Работники магазина «Мечта» - мастера своего дела: умеют предложить покупателю товар, помочь выбрать нужную вещь…
- Все равно так или иначе информация поступала – водители привезли, товароведы приняли товар – информация по городу о новом завозе в «Мечту» быстро расходилась, - рассказывает Ольга Першина. – Тогда такой товар назывался дефицитом. И перед открытием магазина там выстраивались очереди, люди приходили очень рано. Это сегодня мы приходим и спокойно можем померить колечки, подумать - а под что они нам подойдут. А тогда единственное, что могли спросить: «Возраст какой?», чтобы понимать – девушке подойдет это колечко по дизайну или взрослой женщине. И спросят о камне – печатка (то есть перстень без камня) или какой камень предпочтительнее. И, действительно, получить этот товар из «Мечты» - это было большим подарком для женщин.
Вспоминает Ксения Гайдук, заведующая отделением торговли и преподаватель АКПТиБ:
- Может быть, мы тогда были более счастливыми, молодыми и довольными и слово «дефицит» для основной массы жителей не звучало. Конечно, особенно когда привозили ювелирные товары и в очередях стояли – деньги тогда у людей были, а тратить их было не на что…
В 1977 году в Бийске, к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции отрывают магазин, который будет называться ЦУМ. Центральный универмаг города стал самым большим по площади универмагом Бийска. Суперсовременное торговое оборудование, молодой коллектив – все это сделало ЦУМ «новым универмагом», а универмаг на Льва Толстого стал теперь «старым универмагом».
- Я работала в ЦУМе с самого его открытия секретарем комсомольской организации, - делится Ольга Першина. – директором этого универмага была Данилина Любовь Максимовна. При поддержке города ее стараниями и трудами был создан этот универмаг. Я там работала с лета 1977 года: мы расставляли оборудование, составляли штатное расписание, завозили товар. Открытие было ярким и шумным. Как водится, был к этому дню подготовлен хороший дефицитный товар… Но потом нам довели такой план: согласно тех товарных запасов и торговой площади, которые есть в магазине, продажи должны были быть очень высокими. А покупатель еще не привык пока ездить в ЦУМ – он ездил по старому маршруту – в универмаг на Льва Толстого. Приходилось отчитываться на планерках в горкоме партии: почему не выполняется план – вот так было.
Газета писала, что с момента открытия, ежедневно, новый ЦУМ продавал товаров на 40-45 тысяч рублей. В 2017 году, в год своего 40-летия, здание магазина подверглось значительной реконструкции, и ЦУМ образца конца 70-х годов канул в лету, а бийчане теперь видят в административном центре города новое, современное здание.
- Еще на улице Красноармейской, 43 был знаменитый книжный магазин – в том здании, где сейчас агентство «Авиафлот», - продолжает рассказ Ольга Першина. - В то время получить сертификат на подписные издания – Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Маяковский – т.е. классиков, это было лучшим подарком, запредельной мечтой! Престижным считалось выставить книги в шкафу именно целыми сериями подписными – но, надо отдать должное, мы же их не только расставляли и скупали – советские люди очень много читали, да еще и детей к чтению приучали.
Одним из самых красивых и специализированных магазинов был в Бийске «Золотой ключик» - на долгие годы само название этой торговой точки стало для бийчан знаковым. Магазин был кондитерским – здесь продавали всевозможные сладости, конфеты, мармелад, пастилу, печенье. Витрины были красиво подсвечены и выстланы бархатом.
- Мне очень жаль, что в старой части города снесли такой замечательный старинный особнячок, - говорит Ольга Першина. – Я помню, что ребенком очень любила бывать в том магазине: витрина была сделана «горочкой» - под стеклом на нескольких уровнях были выложены всевозможные сорта конфет и шоколадок. Ассортимент был самым широким. А аромат какой стоял по всему магазину! Брали тогда понемногу – 100, 200 г – все было доступно и всегда можно было купить свежих конфет.
В советские годы промышленные магазины по воскресеньям никогда не работали, но накануне съездов партии или перед большими праздниками коллективы выходили на субботники. Комплектовали подарки – все это, аккуратное упакованное, раскупалось более охотно, чем в обычный торговый день. А что еще покупали к праздникам в те годы?
- На юбилейные даты покупали золото, - вспоминает Ольга Першина. – если был в продаже хрусталь, то он становился тоже хорошим и желанным подарком. К подарку прикладывали бутылочку «Советского» шампанского и коробочку конфет.
- Перед Новым годом формировались новогодние подарки, - рассказывает Ксения Гайдук, - В подарках обязательно были конфеты с вафельной прослойкой, «Кара-Кум», всевозможные шоколадные и великое множество карамели, печенье «Шахматное» в коробочке обвязанной золотой ленточкой… Сейчас такого нет.
Торговля строго контролировалась, как со стороны соответствующих государственных органов, горисполкома, так и со стороны печатных изданий. В 80-е газета практически каждый месяц проводила рейды печати по магазинам города. Особое внимание уделяли продовольственным магазинам. В одном из номеров за 1983-й год газета писала:
- Был проведен рейд на отсутствие товаров повседневного спроса. Так из 56 магазинов в 16-ти по нескольку дней отсутствовали в продаже такие товары, как сухари, квас, маргарины, сыры, кексы, пряники, соки.
Что продавалось в типовом продуктовом гастрономе Бийска? Если брать годы от 1975 до 1983, то это пирамиды из рыбных консервов, бутылки шампанского, поллитровые банки с чем-то вроде тертой свеклы, трехлитровые банки с маринованными кабачками и огурцами, пачки папирос, вафли, печенье, пряники, карамельные простенькие конфетки, чай, сахар и т.д. Всегда в гастрономе имелись разливные стеклянные колбы для продажи сока. Томатный, например, всегда был в продаже (10-11 копеек стакан), был сливовый с мякотью (12 копеек), яблочный, виноградный – 12-13 копеек. Рядом с такими колбами обязательно было блюдце с солью, которую можно было ложечкой взять и добавить в свой стакан томатного сока.
Сегодня у бийчан на выбор множество торговых площадок. Да и что касается ассортимента товаров, то доведись в наши магазины попасть бийчанину из 70-80-х годов, он, наверное, бы, растерялся и не поверил, что такое возможно. Но сегодняшнее товарное изобилие бийчан постарше не всегда радует, и они частенько с тоской вспоминают магазины своего детства. А вот молодые горожане с удовольствием посещают современные торговые центры, о которых, наверняка, лет через 50, будут вспоминать с ностальгией.