Убийства на Балтике: о чем сериал «Коса», премьера которого стартовала в России
Калининградская область, Куршская коса. На пустынном пляже находят тело 16-летней девушки со вскрытым животом. Местные журналисты быстро прикидывают, что тело убитой напоминает жертв маньяка по кличке Жнец, который орудовал в 90-е, но так и не был пойман, — и начинают трубить о его возвращении.
За дело берется нелюдимая и жесткая следователь Ева Кайдас в исполнении Линды Лапиньш. Она вообще считает, что маньяк давно умер, а новый преступник — его подражатель. Однако ее уверенность колеблет журналист из Москвы Роман Рахманов (Александр Горбатов). Много лет назад, еще до того, как уехать в столицу, он работал ведущим в программе «Голос монстра». Во время одного из эфиров с ним связался Жнец и начал вести с Романом психологическую игру.
20 лет спустя дела у журналиста идут не очень: на работе его не воспринимают всерьез, взрослая дочь (Виктория Агалакова) его ненавидит, а жена (Анна Синякина) мучается от недостатка внимания. Рахманов решает вернуться в родной город и помочь следствию поймать преступника. Правда, следователь Кайдас принимает его более чем холодно.
Не меньше времени в сериале уделяется самому Жнецу, который похож на смесь изо всех маньяков в поп-культуре. Он любит внимание, поэтому ввязывается в игру с полицейскими и журналистами, не чужд поэзии и искусству, цитируя Лермонтова и превращая места преступлений в картины, и еще он пишет письма. «Коса» приберегла в рукаве пару сюжетных ходов, однако примерный ход расследования Кайдас и Рахманова понятен после нескольких серий.
«Коса» снята в лучших традициях нуарных скандинавских детективов, на которые сейчас такая большая мода – как в литературе, так и в кино. Создатели сериала — режиссер Игорь Волошин, продюсеры Игорь Мишин и Иван Самохвалов и креативный продюсер Наталия Исакова — старались создать эстетически красивое пространство, максимально удаленное от российской действительности и вызывающее ассоциации с зарубежными проектами.
Калининград (или, как его называют местные жители в фильме, Кёниг – от бывшего топонима Кёнигсберг) всегда притягивал кинематографистов необычной архитектурой, выполненной в разных стилях, и красотой прибрежной полосы. В последнее же время самый западный город России переживает просто кинематографический бум, туда едут все съемочные группы, создающие фильмы и сериалы с нероссийской, чуть ли не североевропейской атмосферой и с актерами необычной внешности. Калининград отныне – это наши условные и «Норвегия», и «Дания» со «Швецией», где вечно дуют ветра, холодно и таинственно, но зато все в лучших европейских традициях.