Бийский рабочий

«Пытался проехать-чуть не убился». Инваспортсмены о том, как им живется в Бийске

Наш город пока что совершенно не приспособлен к тому, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя здесь по-человечески
Читать в полной версии ➔

Большинство пандусов делаются потому что «так надо», а не для того, чтобы по ним реально было удобно подниматься.

Инвалид-колясочник не может нормально ни подстричься, не доехать куда-то на общественном транспорте. Да и ехать-то некуда: ни одно культурное заведение на деле не готово к приему таких гостей. Но они здесь, среди нас, и их достижениям иногда подивится и «нормальный» человек.

Активность во благо

Почти на год коронавирус, а потом и последующие ремонтные работы возле подразделения «Зари», физкультурно-оздоровительного клуба «Пересвет», сбили налаженный тренировочный ритм. Спортсмены вынуждены были переориентироваться, и сменить вектор своих увлечений. Но, ни в коем случае, не отказаться от занятий. Например, спортсменка и красавица Надежда Логункова, завоевавшая большое количество медалей в разных дисциплинах, начиная от метания до бочи, увлеклась скандинавской ходьбой.

«Пытался проехать-чуть не убился». Инваспортсмены о том, как им живется в Бийске. Фото: Сергей Кулыгин

В «Пересвете» большой тренажерный зал и беговая дорожка. Здесь можно заниматься теннисом, легкой атлетикой, дартсом, играть в шашки-шахматы.

В 2018 году женщина получила травму на позвоночнике, а до этого у нее уже была грыжа. Врачи прописали носить корсет, и в целом себя беречь. Физические упражнения – только на пользу. В 2020 году Надежда впервые после травмы встала на лыжи и сразу заняла первое место.

– В этом году я вышла на скандинавскую ходьбу и «дошла» до второго места, на кубке России стала третьей. Я инвалид с поражением опорно-двигательного аппарата, и чуть не села в кресло. Спорт меня спасает: боча и постоянные тренировки в «Атазаре» по скандинавской ходьбе позволили не раскисать во время пандемии. Любая активность – во благо.

«Пытался проехать-чуть не убился». Инваспортсмены о том, как им живется в Бийске. Фото: Сергей Кулыгин

По словам Сергея Зыбина, заведующего ФОК «Пересвет», клуб посещает порядка 30 человек. Для инвалидов занятия бесплатны, а для остальных – по демократическим ценам.

– Всего 480 рублей за 8 посещений, при этом абонемент не пропадает – приходи, когда удобно. Некоторые ребята ходят сюда пообщаться, им даже не показан спорт, или не тянет их играть в теннис и прочее. Отдыхают душой.

А там ноги отстегнутые лежат…

Среди спортсменов-инвалидов разные травмы и ситуации, которые к ним привели. Кто-то на машине пострадал, в ДТП, а есть врожденные особенности.

Константин Капустин, инструктор по настольному теннису:

– Я представляю здесь команду людей с ограниченными возможностями. Недавно ездили в Заринск, на олимпиаду городов Алтая. И заметил особенность – люди вроде бы на колясках, но я никогда не видел их понурыми, они всегда улыбаются! Особенно, когда волейбол был. Вроде бы и страшные кадры  в голове запечатлены: ноги отстегнутые за площадкой лежат, костыли. А у людей такой огонь в глазах, что аж слеза наворачивается. Мы, иногда, бывает, поскулим где-то, а смотря на них, получаешь заряд.

«Пытался проехать-чуть не убился». Инваспортсмены о том, как им живется в Бийске. Фото: Сергей Кулыгин

Константин и сам давно живет спортом, играет в профессиональной лиге. Теннис для него стал жизненной силой, поддерживающей после страшной аварии.

– Дорогу переходил, по пешеходному переходу. Сбили, перелетел через машину и в луже крови очнулся, пол головы не было у меня. Пострадала память, и в целом, напрягаться много нельзя.

Костя с жаром рассказывает: ни одна «качалка» не заменит игру в теннис.

– Меняешь несколько футболок за игру, – уверяет он. – Да и играть научиться могут все, и на коляске и даже с одной рукой играют. На соревнованиях в Барнауле как-то один инваспортсмен выиграл у здоровых людей просто держа ракетку двумя пальцами!

Это объясняется желанием жить, уверен Костя.  

– Многие не знают, зачем живут. Ходят, бесцельные. А наши ребята не у пивнушки пропадают, а сюда идут. Потому что здесь общая жизнь, разговоры, интересы, наполненность.

Социальное такси – первая необходимость

Участники "Пересвета" сознаются: увлечение спортом в Бийске для инвалида – практически необходимость. Без достаточной физической подготовки, передвижение по городу становится большой проблемой. Однако, чтобы добраться до «Пересвета» на бесплатные занятия в зале или с тренером, некоторые вынуждены тратить до 40% пенсии на проезд на такси.

– Раньше для спортсменов работало соцтакси, теперь этой функции нет, и приходится платить довольно-таки ощутимые деньги за такси, – рассказывает инва-спортсмен Олег Чередниченко. – В «Пересвете» я занимаюсь штангой. Проезд сюда стоит 150 рублей в одну и в другую сторону. Хотелось бы обратить внимание администрации Бийска на этот вопрос.

«Пытался проехать-чуть не убился». Инваспортсмены о том, как им живется в Бийске. Фото: Сергей Кулыгин

Кстати, таксисты все ребятам попадаются «адекватные»: заранее предупредив, что ты человек с ограниченными возможностями, на коляске –  встретишь помощь и поддержку. Ребята говорят, что центр города пока что самая приспособленная часть для инвалидов-колясочников, район вокзала оставляет желать лучшего, а Зеленый клин после ремонта стал удобнее.

– Улица Революции еще не сделана по новым стандартам, и там надо знать лазейки, где можно проехать, а где нет, – говорит Олег.

В коляске мужчина с 2009 года, попал в ДТП.

– Меня сбил автомобиль на переулке Мопровском, водитель скрылся, его не нашли. А я так и остался в инвалидном кресле. Очень многого не помню, так как у меня черепно-мозговая травма.

При этом, в дальнейшем разговоре Олег рассказывает о своем необычном увлечении, работе в марксистском кружке, где он изучает классику марксизма-ленинизма.

– Это и наука, и увлечение, – говорит. – А так, у меня двое детей, быт. Все как у всех людей.

Инвалиды куда-то пропали

В Бийске не готовы принимать инвалидов практически нигде, кроме того же «Персвета». В магазинах, да и то не во всех. Парикмахерские – не для колясочников. Кафе – только в последнее время стараются.

Ребята на колясках рассуждают, как им живется в Бийске:

– Парикмахерских нет ни одной. В центре «Лиру» последнюю убрали, там колясочники могли подстричься. А сейчас, только в «Ануй», наверное.

– Там ремонт дороги, и парковки не будет.

– А я на дом вызываю мастера всегда.

– Инвалиды все как-будто куда-то пропали.

– На Зеленке положили новый асфальт и даже дорожку новую сделали. А я подъезжаю, смотрю, что в некоторых местах бордюр высокий. Ладно мы, спортсмены, проедем. А вот начинающий инвалид…

– Бордюр больше 10 см и ты не перескочишь!

– Смысл в том, что даже небольшую кочку если не заметишь, выпадешь из коляски. Все, перелом сразу, очень опасный.

– Да, в Бийске большая проблема пандусов и бордюров. Иногда в гости не приедешь только из-за этого.

Кстати, ходить на практике в кино или театр из ребят никто не пробовал.

– Я спрашивал у ходячих, смогу ли пройти в кино? Они сказали, что везде нужно помогать, носить по ступенькам. Из-за этого я не поехал. Театр, музеи, ГДК – тоже нет.

– Бывает, пандус есть на въезде в здание, а внутри уже нет.

– У нас даже в банк бывает сложно заехать. Пандус есть, но он может не работать.

– Общественный транспорт – в Бийске для инвалидов его просто нет. Если у кого нет своего автомобиля, передвигаться приходится на такси.

– Инвалиды сформировались своими небольшими группами, и их не видно. Они вроде есть, но они нигде не собираются. Молодежь жалко, особенно с ДЦП. Сейчас все дома, компьютер им жизнь заменяет.

– У нас очень много пандусов, которые сделаны далеко не по стандарту. Иногда две рельсы брошены и все. Коляски же все разные – чуть уже, чуть шире. Обычно получается, что задние колеса с передними не совпадают, конструкция такая.

– На Коммунарском подземном переходе невозможно колясочнику проехать, даже экстремалу.

– Я пытался там проехать с братом. Чуть не убился.

– А некоторые не выходят из дома, потому что живут высоко, и просто спуститься не могут. Дети в особенности.  Ни пандуса, ничего нет.

– Первая городская больница – вроде сделали пандус, хороший, но перед ним барьер, который сложно преодолеть. Почти в 99% все кнопки вызова не работают. Как-то в банк приехал, звонил-звонил. Потом уже минут через 20 выходит сотрудник, и то не ко мне, а просто случайно. И говорит «Мы слышим, что-то звонит, и не можем понять, где это?»

– В стоматологии на Кирова тоже пандусов нет – их выносят специально, но приходится прибегать к помощи людей. А так, чтобы ты спокойно, как человек заехал, не получится. Везде ограничены.

Некоторые ситуации на грани смеха и слез:

– Приехали как-то к одному заведению, вылез из джипа и перед ступеньками стою, нет там возможности самому подняться. Выходит человек, я спрашиваю «Поможешь?» А он: «Нет, нет, нету денег!» и убежал.

–Заправка для инвалидов в городе только одна, где заправщик есть. А на остальных приходится вылезать. И то не факт, что вовнутрь заедешь. А иногда хочется и кофе выпить купить, как все.

– Занятия в зале для нас – необходимость. Те же пандусы не по ГОСТу сделаны, и нужна сила и ловкость.

Положительных примеров "как надо" не так много, но они есть. Например, в «Ленте» даже тележки «прицепляются» к коляске, радует ребят вход без лишних элементов и автоматические двери в «Марии Ра» на Коммунарском. «Ривьера» на первом этаже готова принять посетителей на коляске, а с эскалатора кто-то из ребят даже падал.

Но в Бийске есть самое главное. Отметил это Виктор Лихачев, инструктор-методист по адаптивной физкультуре ФОК «Пересвет»:

– Таких спортивных ребят нигде нет, только  у нас, в Бийске. Они наши, доморощенные.

Читать в полной версии ➔