Бийский рабочий

Депутаты и мэр Бийска поспорили, кто виновен в банкротстве городских МУПов

Депутаты Думы Бийска попросили правоохранителей проверить финансовое положение МУП "Водоканал".
Читать в полной версии ➔

Дорогой уголь

Обсуждение состояния МУП «Водоканал» стало одним из главных вопросов повестки сентябрьского заседания Думы. Предшествующие вопросы носили скорее ознакомительный или технический характер, а вот когда речь зашла о МУПах, стало «жарко».

Напомним, весной стало известно, что МУП «Водоканал» потребовалось 100 млн ₽, чтобы рассчитаться с поставщиками – предприятиями «Газпром межрегион Новосибирск», «Алтайкрайэнерго», «Росгазификация», «АлтайУголь» и прочими.

Собственных средств, чтобы оплатить задолженность в таком объеме и не перестать работать самому, у бийского «Водоканала» не было. В итоге МУП обратился к организации, готовой предоставить такую услугу, а с ней само предприятие будет расплачиваться до 2024 года.

Меж тем, по оценке Евгения Беляева, председателя комитета Думы по ЖКХ, город и без того много средств направляет на предприятие: 19 млн ₽ – в 2020 году, 10 млн ₽ – уже в 2021-м. При этом общая кредиторская задолженность предприятия перешагнула за 200 млн ₽.

Самому предприятию вроде бы и есть, с кого взять деньги – с потребителей, задолжавших за услуги МУПа, но дебиторская задолженность «Водоканала» только растет: с января по май этого года – плюс 50 % к тому, что было.

А вот снижение затрат предприятия возможно за счет анализов хлора и флокулянта, но ни слова о закупочных ценах на уголь.

Депутаты и мэр Бийска поспорили, кто виновен в банкротстве городских МУПов. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Расхождение нормативного и фактического потребления угля составило более 10 миллионов руб­лей, – указывает Евгений Беляев. – Администрация ссылается на пережоги, недожоги, влажность топлива. Но я к котельной тематике имею прямое отношение и могу говорить: это не является причиной таких колоссальных сумм.

Странность ситуации депутаты видят в ценах, по которым город закупал уголь для котельных, принятых МУПом на обслуживание в 2017-2018 годах.

Депутаты и мэр Бийска поспорили, кто виновен в банкротстве городских МУПов. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Исходя из отчета, зачитанного депутатским корпусом, средние цены на рынке на момент закупки угля составляли 1250 руб. за тонну, а город закупал уголь по цене 2240 ₽ за тонну.

То есть с каждой тонны – тысяча сверху. А ведь так было закуплено более 70 тыс. тонн.

В мэрии поясняют: процедура торгов – максимально прозрачная, но проводить закупки город может только через аукцион. Значит, тех, кто предлагал бы меньшую стоимость топлива, просто не было. Да и в целом работа в качестве теплоснабжающего предприятия для «Водоканала» была непрофильной, и это тоже посоветовали брать в расчет.

Депутаты и мэр Бийска поспорили, кто виновен в банкротстве городских МУПов. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Низкий тариф – это плохо

Другим вопросом, обсуждение которого шло на повышенных тонах, стало финансовое состояние другого МУПа – «Бийской службы спасения». Причем, как именно эти финансовые проблемы выражены в цифрах, на заседании Думы так и не пояснили. Инициатор поднятия этого обсуждения – все тот же председатель комитета Думы по ЖКХ Евгений Беляев говорит, что по этому вопросу нет ни докладчика, ни самого доклада, поэтому на Думе ссылались на данные еще за май.

В них депутаты гордумы обнаружили «недостачу» обслуживаемых площадей, причем существенную. Если прежде это было 2,3 млн кв. м, то сейчас – всего 800 тыс.

– При этом в последнем докладе четыре абзаца начинаются словами «учитывая снижение доходов», – обращает внимание Евгений Беляев.

В администрации поясняют: это следствие того, что фактически муниципальному предприятию, по сути, приходится обслуживать интересы бизнеса, а именно – управляющих компаний, причем по тарифу, который не изменялся с 2014 года. Это услуги так называемой «аварийки».

Депутаты и мэр Бийска поспорили, кто виновен в банкротстве городских МУПов. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– При этом управляющие компании категорически отказываются принимать повышение тарифа МУП «Бийская служба спасения». А затраты за эти годы выросли – и на материалы, и на зарплаты сотрудников, – говорит мэр Александр Студеникин. – То есть город оказывает услуги частным компаниям – УК, хотя создавать такие аварийные службы – зона ответственности самих УК.

Сейчас, как поясняют в мэрии, «Бийская служба спасания» обслуживает дома, находящиеся на непосредственном управлении. На деле это означает, что дома просто брошены. Их около трехсот. В таких работники МУПа, например, с начала недели запускают отопление. А вот информация о финансовом положение предприятия не прозвучало. Более того, интерес депутатского корпуса к «Бийской службе спасения» в администрации считают, мягко говоря, излишним.

– Перестаньте терроризировать муниципальное предприятие, – говорит Александр Студеникин. – Вы блокируете работу свой деятельностью. Мы только на вас работать должны работать? На ваши запросы? Муниципальное бюджетное учреждение нельзя обанкротить по закону.

Депутаты и мэр Бийска поспорили, кто виновен в банкротстве городских МУПов. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

История не повторяется?

Однако депутаты со своей стороны напоминают историю МУП «Бийское трамвайное управление», чье имущество – вагоны, подстанции, ремонтная база и сами пути – чуть не ушло с молотка. Напомним, в этом году имущественный комплекс БТУ был выставлен на продажу за 1,5 млрд ₽.

В мэрии были уверены, что желающих купить его все равно не найдется, ведь среди обязательств новому собственнику было вменено сохранение трамвайных перевозок. Однако когда стало понятно, что лазейку в законе можно найти и выкупленные пути и вагоны все-таки могли пустить на металлолом, муниципалитет согласился на погашение долгов предприятия, чтобы остановить распродажу имущества.

Депутаты и мэр Бийска поспорили, кто виновен в банкротстве городских МУПов. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Администрация уже «слепила» одного банкрота. И входить в диалог с кредиторами трамвайного управления – с налоговой службой и энергопоставщиками – пришлось именно депутатам. Администрация отстранилась от этого вопроса, – вспоминают депутаты. – Поэтому мы хотим понимать ситуацию на «Водоканале» и в «Бийской службе спасения».

Администрация в свою очередь своей вины в банкротстве трамвайного управления не видит, напоминая, что долги у предприятия стали формироваться задолго до формирования нынешнего состава мэрии. В общем, диалог выглядел так:

После череды взаимных упреков со стороны депутатов и чиновников на Думе решили направить правоохранителям заключение Счетной палаты по МУП «Водоканал» и попросить ведомство провести такую же проверку МУП «Бийская служба спасения».

Читать в полной версии ➔