Рэп под Маяковского: как учитель из Бийска прививает детям любовь к литературе
Кроме учебной деятельности, очень много внимания уделяет внеурочной. Под руководством Оксаны Николаевны, группа из 20 обучающихся ежегодно проходит археологическую летнюю практику в настоящих раскопках на Денисовой пещере.
Всегда услышит
Дети меняются, и современным учителям приходится перестраиваться и работать совершенно по-другому. Оксана Николаевна перемен не боится, и если ее ученики легче воспринимают информацию в электронном формате, с легкостью осваивает мультимедийные технологии.
Некоторое время ее достижениями гордились только на местном уровне, а теперь мастерство бийского преподавателя оценили в конкурсе, который в народе называют «лучший учитель» (Президентская премия).
– За последние годы у меня собралась большая «копилка» материала: как по методической работе в школе, так и внеурочной деятельности, – рассказывает она. – Более 10 лет проработала в специальных коррекционных классах с детьми с нарушением слуха.
Попасть в рейтинг лучших учителей – очень приятно. Но еще важнее проделанная работа и безусловный опыт. Ранее в школе №40 дети с нарушением слуха обучались в специализированных классах. Чтобы быть с ними на одной волне, Оксана Николаевна освоила жестово-дактильный язык.
– Я старалась как можно быстрее все выучить, – признается она. – Они, конечно же, больше визуалы, и есть определенная специфика работы.
Сейчас такое время, когда и в простых классах учителю необходимо применять больше наглядных материалов, использовать компьютерную технику, проектор. Потому что детей это настраивает на лучшее восприятие темы.
"С одного котелка суп ели"
А во внеучебной деятельности положительная «отдача» от ребят зачастую еще больше. Многие ученики, которые выезжали на летнюю археологическую практику со своим преподавателем, даже меняли свои планы насчет дальнейшего обучения. Например, поступали на исторический факультет с уклоном в археологию.
– В таких экспедициях, мы сами говорим, ты становишься сам собой, открываешься как личность, – рассказывает Оксана Николаевна. – И с детьми становится проще, потому что мы с ними уже с одного котелка суп ели.
В связи с пандемией такие практики почти на два года выпали из деятельности археологического клуба. Но в этом случае у преподавателя был подготовлен видеоматериал, и работа закипела в стенах школы. Вообще, желающих и заинтересованных в такой деятельности детей очень много. Но в экспедицию берут только 20 лучших.
Образовательный процесс в походах переплетается с физическим трудом, «выживанием» в полевых условиях. Ребята имеют возможность поработать с докторами исторических наук, академиками. Специалисты международного центра Сибирского отделения Российской академии наук СО РАН также работают в составе отряда. Читают ребятам лекции, рассказывают много интересных историй.
– Мы работаем непосредственно на Денисовой пещере в отряде под руководством Михаила Шунькова, начальника экспедиции. Все ребята у нас задействованы в процессе – они сами находят, откапывают и обрабатывают артефакты. Далее шифруют и переписывают, все найденное отправляем в институт, – рассказывает Оксана Шабанова
Если ребенок не хочет учиться
Конечно же, вкусы у детей разные. Но, чтобы в классную работу включились все, нужно чередовать формы восприятия. Например, прививая любовь к чтению книг, преподаватель старается найти в произведении момент, который бы заинтересовал молодежь, "отталкивается" от него и книжка затягивает. Но чтобы «разбудить» ребенка, привить ему интерес к учебе, надо учитывать его возможности и увлечения, и свой преподавательский материал связать с этим.
– Например, на уроках литературы дети тяжело воспринимают того же Маяковского. А мои ученики его поэзию даже любят, считают первым рэпером, – улыбается Оксана Николаевна. – Я часто ставлю на уроках разные музыкальные аранжировки на стихи Маяковского, поп и рэп направление. Позже дети даже стали приносить гитару, подбирали аккорды и пели!