Центробанк ограничит возможности банков давать рассрочку в магазинах
Представители регулятора пояснили, что в нескольких проверенных случаях торгово-сервисные предприятия сначала предоставляют человеку возможность оплатить товары или услуги в рассрочку, а затем передают права требования долга профессиональным кредиторам. В пресс-службе Центробанка призвали кредитные организации не поощрять подобные схемы, пишут «Известия».
ЦБ объяснил, что существует еще практика, когда купленные клиентом товары оплачивают так называемые операторы сервисов рассрочки, аффилированные с кредиторами.
Рассрочка схожа с потребительским кредитом, но формально не попадает под действие и защиту закона «О потребительском кредите (займе)». На нее не действуют правила информирования заемщиков, ограничения по стоимости и размеру штрафов. В Центробанке указали, что продавцы и операторы сервиса рассрочки не обязаны передавать информацию в бюро кредитных историй.
- Регулятор рекомендовал кредиторам воздерживаться от участия в таких практиках, поскольку они имеют признаки обхода законодательства о потребительском кредите, - сообщили в Банке России.
Кроме того, ЦБ призвал кредиторов не покупать долги по рассрочкам от магазинов и маркетплейсов.
Директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин предположил, что Банк России не будет ограничиваться письменными предупреждениями, а изменит регулирование.
В начале 2021 года россияне стали чаще совершать онлайн-покупки в рассрочку или кредит. За февраль–март объем таких платежей вырос на 38%. Размер среднего чека за этот период вырос на 20%, доля продаж — на 14%. При этом 74% заказов, оплаченных в кредит или рассрочку, приходится на суммы до 50 тыс. рублей. Что касается сроков, то 47% россиян берут кредит или рассрочку на 12 месяцев, а 39% — на полгода.