Диджитал-занавес: отключат ли россиянам Instagram и WhatsApp
Такие опасения возникли из-за замедления работы Facebook (компания Meta, которой принадлежат Instagram и WhatsApp) Роскомнадзором.
Напомним, российское ведомство дополнило свое сообщение о временном ограничении доступа к соцсети Facebook, выпущенное ранее 25 февраля. 25 февраля Генеральной прокуратурой по согласованию с МИД принято решение о признании социальной сети Facebook причастной к нарушению основополагающих прав и свобод человека, а также прав и свобод граждан России. Ранее Facebook наложила ограничения на официальные аккаунты четырех российских СМИ: телеканала «Звезда», информационного агентства РИА «Новости», интернет-площадок «Лента.ру» и «Газета.ру».
В свою очередь Facebook запретил российским государственным СМИ показывать рекламу и осуществлять монетизацию в соцсети.
С 26 февраля блогеры, новостные группы и другие аккаунты стали оповещать своих подписчиков в Instagram о возможном закрытии и приглашать подписываться на одноименные каналы в Telegram, который принадлежит российской компании Павла Дурова.
А эксперты уже начали говорить о том, где будут общаться и читать новости жители России, в случае отключения их от соцсетей компании Meta, а также о возможном отключении России от YouTube.
Эксперты считают, что такое вряд ли произойдет. Ограничения в отношении Instagram могут сильно повлиять на лидеров мнений, у которых здесь миллионы подписчиков, и они зарабатывают на этой платформе. После блокировок блогеры начнут политизироваться и вовлекать в это свою аудиторию, так как их лишат инструмента заработка , такое мнение они высказали для портала Е1.
Для сравнения - доля пользователей соцсетей от общего числа интернет-пользователей - 82%. Доля пользователей Facebook - 30%, Instagram - 64%, WhatsApp - 81%.
Если российских пользователей все-таки отключат от популярных сетей, то они перераспределяются между другими – в частности, российскими, соцсетями. Телеграм-каналы уже сейчас, с начала военной операции на Донбассе, испытывают резкий рост аудитории. Это будет продолжаться и дальше, говорят эксперты. Спрос перераспределится на российские соцсети, а также на новостные, развлекательные сайты и мессенджеры. Гипотетически можно предположить и рост аудитории российских онлайн-кинотеатров и стриминговых музыкальных сервисов.