Неудобно грызть гранит науки: в школах Бийска есть классы с плохими партами
Вот уже несколько поколений, школьники Бийска учатся писать, выполнять упражнения сидя за партами. Некоторые из них уже служат нескольким поколениям подряд, другие же заменили на современные.
В некоторых классах и вовсе стоит "разнокалиберная" мебель. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Обновить всю школьную мебель сразу в большинстве школ нет возможности. Частично проблема решается за счет ежегодных добровольных родительских взносов: на эти деньги покупают необходимые для нужд образовательного учреждения вещи. Как, например: холодильное оборудование для столовой, снегоочиститель, техническое оборудование (компьютеры, проекторы) и конечно же, мебель.
Держать спину прямо за партой по ГОСТу проще. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Чтобы обустроить таким образом школьный быт детей, уходит не один год. И некоторым детям за новыми партами за все время обучения посидеть так и не удается.
В родительских чатах кипят обсуждения: как решить вопрос с партами?
– Хотелось бы узнать, будет ли в следующем году как-то решаться вопрос с партами, или дети и дальше будут сидеть за столами, за которыми они сидят с 1-го класса? – спрашивает мама одного из учеников 3-го класса одной из бийских школ. – Это серьезный вопрос касательно осанки и в целом здоровья детей. В наше время, если не было возможности заменить парты по росту детей, разрешалось подбивать бруски к ножкам парты, чтобы было соответствие росту детей. Сейчас это вообще как-то отслеживается?
В школах Бийска сохранились даже парты еще советских времен. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
– Я больше скажу – в 11-ом классе дети тоже сидят за маленькими партами. Когда бываю на собрании у сына, у меня ноги туда не влезают. А мальчики в таком возрасте под два метра вырастают... Это только в коррекционной школе все по СанПиНу. В каждом классе. И по мере роста детей мы наращиваем парты. В начале года рост измеряем.
И это проблема не только одной школы. Родители в некоторых случаях говорят: проще самому купить ребенку парту, чем оплачивать потом коррекцию его осанки.
От неправильной, неудобной посадки, страдает даже почерк ребенка. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Увы, у 80% школьников проблемы со спиной. Поэтому во внеурочное время родители стараются предложить сыну или дочери активное времяпровождение. В качестве дополнительной нагрузки выбирают плавание, танцы, гимнастику или ЛФК, если проблемы серьезные.
– Я вожу дочку Соню три раза в году на массаж для исправления осанки и ряда других проблем, а то в школе они по пять часов сидят «коромыслом», – рассказывает Юлия. – Деньги летят... Порой думаю, что уже дешевле парту купить!
В школах города есть как очень низкие парты, без наклона, сидеть за которым неудобно высоким детям. Также есть парты, к которым сразу приделаны и стулья – ни придвинуть, ни отодвинуть.
По госстандартам, срок службы школьной парты около 10 лет, стула – 5 лет. Мебель обязательно приобретается разноростовая: то есть первоклассник и пятиклассник не могут сидеть за партами одинакового размера.
Даже за партой, выполненной по ГОСТу, ребенка нужно приучать сидеть правильно: глубоко на стуле, ровно держа корпус и голову, а ноги должны быть согнуты в коленях, ступни – опираются на пол.
– В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула. Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки. Расстояние (по вертикали) от края стола, обращенного к ученику до сиденья – равно разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5.0 – 6.0 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к ассиметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради), – говорится в руководстве ГОСТов на школьную мебель.
«Страдает» у школьников не только спина, но и зрение. При чтении и письме, расстояние от глаз до книг должно быть в пределах 26-35 см. На деле же ребята наклоняются намного ниже.
Чтобы хоть как-то компенсировать вред от неправильной посадки, в классах, где парты разного размера, детей часто пересаживают. А родители, в свою очередь, хотя бы дома стараются организовать правильное рабочее место.