Бийский рабочий

Ремонт моста в Бийске переносят на 2023 год после неудач с поиском подрядчика

Ремонт главного моста Бийска разобьют на несколько этапов
Читать в полной версии ➔

Приступить к работам на коммунальном мосту должны были еще в мае. Горожан и транзитных туристов в Горный Алтай уже начали оповещать о том, что этим летом главный мост Бийска сильно снизит пропускную способность, так что объезжать пробки советовали по обводному и понтонному мостам.

Но когда в конце апреля были подведены итоги первого аукциона по поиску исполнителя, оказалось, «что-то пошло не так». Ни одна из потенциальных подрядных организаций не вышла с предложениями на тендер. Стоимость контракта более чем в 152 млн руб. предприятия не привлекала.

Не авансом единым

Сначала проблему видели в том, что первоначальная редакция муниципального контракта, который город планировал заключить с подрядчиками, не предполагала авансовых платежей. Ко второму аукциону документацию переработали, обозначив, что подрядчику будет проведена оплата в размере 30 процентов от цены контракта. Но и второй аукцион, итоги которого были подведены в середине мая, признан несостоявшимся — желающих заявиться на него не нашлось.

Коммунальный мост в Бийске. Фото: Сергей Кулыгин, "Бийский рабочий"

Почему потенциальные подрядчики проигнорировали тендеры и значит ли это, что ремонт моста откладывается, мы попросили прокомментировать Александра Студеникина, главу Бийска.

- Это тема важная и актуальная для города, но на сегодня можно говорить: подрядчика точно нет, - говорит мэр. - Мы брали небольшой тайм-аут. У нас была возможность заключить прямой договор со специализированной организацией через согласование с ФАС. Законодательство такое позволяет, когда два аукциона не состоялись. Но, к сожалению, подрядных организаций на горизонте нет.

Далеко от рынка

Сегодня в мэрии анализируют, что оттолкнуло возможных участников от торгов. Основных причин видят две.

Первая — в стоимости работ.

Бийский коммунальный мост хотя бы в минимальном объеме ремонта нуждался давно. К этому готовились заранее.

Так, проектно-сметная документация к аукциону по выбору подрядчика была разработана еще в 2019 году.

То есть это было еще и до пандемии, на фоне которой отмечался резкий скачок цен на стройматериалы, и до антироссийских санкций, когда те же стройматериалы еще раз выросли в цене из-за «шторма» курса валют и пересмотра логистических цепочек.

Коммунальный мост в Бийске. Фото: Сергей Кулыгин, "Бийский рабочий"

При этом в первоначально разработанной проектно-сметной документации было предусмотрено применение большого количества импортных материалов. И это не только асфальтобетон, но и другие материалы, которые используются при ремонте несущих конструкций.

В таких случаях изначальную смету пытаются «подогнать» к реальным рыночным расценкам перерасчетом. Так, цены 2019 года умножали на коэффициент-дефлятор, который отражал уровень инфляции за это время. Однако в мэрии признают, что полученная стоимость работ все-равно не соответствовала рыночной, и было понятно, что надежного подрядчика этим не привлечь.

Обещаем, пересчитаем

Поэтому помимо пересмотра авансирования работ муниципалитет был готов в процессе проведения ремонта отправить документацию по строительству на переработку, заменив импортные материалы на отечественные и тем самым снизив фактические расходы подрядчика, а также проведя перерасчет цен еще раз.

В мэрии говорят: потенциальным исполнителям контракта это разъясняли, но все же желающих заявиться не нашлось.

По сути сначала организациям пришлось бы согласиться на действующий проект договора — все с той же стоимостью и первоначальным перечнем используемых материалов.

Другая причина, которую в администрации Бийска видят в отказе предприятий заходить на аукционы, - кадровая. Работы по ремонту моста потребовали бы привлечение десятков разнопрофильных специалистов, в том числе верхолазов, а их в необходимом количестве «на горизонте нет».

Коммунальный мост в Бийске. Фото: Сергей Кулыгин, "Бийский рабочий"

Не сидели сложа лапки

При этом ко второму аукциону ряд специализированных предприятий, готовых взять на себя ремонт моста в Бийске, проявляли интерес к торгам. Сам муниципалитет также выходил на подрядные организации, сообщая подробности грядущего тендера.

Так, этот вопрос прорабатывали с компаниями из Москвы, Новосибирска, Томска, Барнаула и республики Алтай.

- Многие думают, что если объявили закупки — можно сложить лапки, сидеть и ждать — подрядчики появятся. Нет, - говорит Александр Студеникин. - В любом случае необходимо отрабатывать. Нельзя заходить в аукцион без понимания, зайдет ли на него вообще-то кто-то. И когда мы объявляли второй тендер, потенциальные организации, которые собирались участвовать в торгах, были. Но на последнем этапе они сказали: «Нет, мы отходим в сторону».

И в этом году, и в следующем

Сегодня решение проблемы видят в дроблении изначального контракта на несколько более мелких. Часть работ все же будет проведена этим летом, но не на мосту, а на подъездах к нему.

Предварительно с министром транспорта Алтайского края этот вопрос уже согласован.

Город выступил с предложением не уходить «в большой ремонт», отложив на 2023 год работы на пролетной части моста - верхних и нижних строений несущих конструкций.

Напомним, изначально контрактом был предусмотрен ремонт промежуточных опор, стоек, арок, путепровода, мостового полотна и тротуаров, трамвайных путей и контактной сети.

Коммунальный мост в Бийске. Фото: Сергей Кулыгин, "Бийский рабочий"

В этом году в муниципалитете планируют выполнить ремонт дорожного полотна и трамвайных путей до и после самого моста, а также на путепроводе, который проходит над парковой зоной.

Сейчас управление капитального строительства завершает работы по формированию документации для торгов — нужно понимать, во сколько будут оценены эти работы.

Из «бонусов» сложившейся ситуации — пробок в том масштабе, как предполагали ранее, в Бийске не предвидится. Снижение пропускной способности моста будет минимальным. Основной участок, на котором они могут возникнуть, относится ко въезду на мост со стороны Горного Алтай, где при работах будет заужение проезжей части.

150 млн — небольшие деньги

Для обывателя сумма в 150 млн руб. безусловно кажется огромной. Однако когда речь идет о таком строении как мост, она оказывается более чем скромной. Масштабного капитального ремонта на эту сумму не провести, и комплекс работ, которые город может себе позволить, направлен не на обновление, а на поддержание состояния моста.

Коммунальный мост в Бийске. Фото: Сергей Кулыгин, "Бийский рабочий"

- 150 млн для такого объекта — небольшая сумма, - говорит мэр. - Если говорить о несущих конструкциях, это по большом счету «лечение» трещин, восстановление защитного слоя, то есть штукатурки, и окраска моста. Но оттягивать даже эти минимальные работы нельзя, потому что по прошествии пяти-десяти лет мы получим мост в аварийном состоянии. Тогда потребуется не 150 млн, а 1,5 млрд.

Еще одна проблема, требующая серьезных средств, - поперечные каналы, которые то и дело возникают на дорожном полотне моста. Это температурно-деформационные швы, или по-простому — зазоры или щели между отдельными частями конструкции моста. И сколько не укладывай асфальт, он так и будет проседать на местах этих стыков, если их не заделать. Но только на материалы для ремонта этих швов требуется около 30 млн руб. Без этого вида работ ремонтировать проезжую часть просто бессмысленно.

Напомним, перенос сроков ремонта значимых для Бийска объектов происходит уже не впервые. Так, ранее по той же причине — долгого поиска подрядчиков - пришлось отодвигать на следующий год ремонт «соседствующей» с мостом улицы Шишкова, а строительство парка за «Ривьерой» и вовсе идет третий год.

 

Читать в полной версии ➔