Бийский рабочий

Ученый из Бийска открыла более 50 видов комаров на Алтае

Людмила Комарова - единственная в России и одна из трех мировых ученых, кто изучает вид мелких комаров под названием Сциариды
Читать в полной версии ➔

Для большинства из нас комар - назойливое насекомое. Для Людмилы Комаровой - главный объект изучения и научного интереса. В Бийске живет и работает известный в мире ученый в этой области. Вместе со своими коллегами из Европы она обнаружила на Алтае уникальных комаров, которые не вписываются в признанную европейскую классификацию.

Ученый с говорящей фамилией

Людмила Комарова большую часть жизни посвятила изучению комариного семейства  Сциарид (Sciaridae). Это мелкие комарики, длиной до 2 мм, совершенно некровожадные, однако любители напакостить человеку в его жизнедеятельности. Чаще всего с ними встречаются любители фиалок, владельцы теплиц, оранжерей, работники овощебаз и зернохранилищ. Да, это та самая маленькая и вредная мошка, от которой очень трудно избавиться.

Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Сциариды не кусаются и не сосут кровь, более того, взрослая летающая особь вовсе не питается, поэтому их губа, щупики и хоботок недоразвиты. Да и живут они совсем мало – на все про все им отведено лишь пять суток. За это время комары должны успеть спариться и отложить яйца. А вот вылупившиеся из яиц личинки - еще те обжоры. Они настоящие деструкторы, поедающие органику в огромных количествах.

- Очень много их встречается вокруг и внутри грибов – это для них прекрасная питательная среда. Когда мне срочно нужны были образцы для препаратов, я выращивала грибы дома, накрывала их пленкой и ждала, когда из личинок вылетят комарики, - рассказывает Людмила Комарова.

Однажды Людмилу Алексеевну пригласили за помощью в одно из хозяйств города по выращиванию вешенок. Никто не знал, как от них избавиться, и Людмила Алексеевна посоветовала взять огромную липкую ленту, с которых потом соскребала насекомых для изучения.

Комар докучал еще динозаврам и их предшественникам. Возраст комаров – более 160 млн лет, за этот огромный срок они стали настолько совершенны, что их невозможно никоим образом мутировать. За свою комариную эру насекомое разве что немного уменьшились в размерах.

Алтай – сциаридный рай

Изучая комаров, «накошенных» в разных уголках Алтайского края, Людмила Комарова вместе со своими коллегами из Европы обнаружила, что они уникальные и не вписываются в признанную европейскую классификацию комаров. Они имеют полное отличие  в жилковании крыльев, строении гипопигий – гениталий самцов, и щупальцев. На Алтае ученый открыла и описала для науки более 50 новых видов, не имеющих сходства с уже известными. Еще несколько десятков - за пределами региона. Еще немало образцов находятся под вопросом, их Комарова еще изучает и сравнивает с описанными ранее видами комаров.

Сциариды. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

- Мои коллеги говорят: у тебя столько на Алтае новых видов комаров, что нужно уже открывать национальный заповедник. Действительно, на Алтае особые условия, которые способствовали и продолжают помогать формированию новых видов не только комаров, но и других представителей фауны. Об этом также свидетельствует обнаруженный денисовский человек, отличающийся от ДНК других останков, найденных на планете, 360 генами, - говорит ученый.

Чтобы доказать уникальность найденных комаров в спорных случаях Людмиле Алексеевне приходилось возить препараты на генетическую экспертизу в Хельсинки. Там их признали самостоятельными видами, не имеющими копий.

По глупости

Поисками и описаниями новых видов комаров Людмила Алексеевна начала заниматься в 1990-е годы. Приехав с мужем в Бийск по распределению, она работала учителем биологии в школе № 8. О лучшем учителе города в педагогических кругах быстро пошли отзывы, и молодой и перспективной женщиной заинтересовались в научных кругах Бийска. Людмилу Комарову пригласили в бийский педагогический институт на кафедру общего естествознания.

- Сначала отказывалась, так как дети были еще маленькие, а бабушек и дедушек у нас рядом не было. Я прекрасно понимала, что на научную деятельность будет уходить все свободное время. Но, после нескольких дней уговоров я согласилась. И сразу поехала в Томск, к своему научному куратору Галине Петровне Островерховой. Смелая женщина и профессор, предложила мне взять для диссертации сциарид, которых она сама не могла осилить ввиду занятости другим семейством комаров.  Я, не предполагая насколько это сложно на самом деле, по глупости и согласилась, - рассказывает о выборе направления своей научной деятельности Людмила Алексеевна.

Сложность этого семейства состоит в том, что у них огромное множество таксономических признаков - щетинки на бедрах, сенсорные поля на щупиках, глаза, жилки, крылья и много других. Как сказала начинающему ученому ее научный руководитель, уже четверо брались до Комаровой за сциарид, но не могли осилить и бросали.

Как было удобно

Первые шаги в исследовании комариного мира дались Людмиле Алексеевне трудно. Во-первых, не было самого важного для изучения комаров – литературы на русском языке. Первым источником стал распечатанный с обычных фотографий определитель на немецком языке, справиться с которым помогло знание немецкого языка.

- Все приходилось начинать с нуля. Вот поймала я комара, а что с ним делать дальше, как их таких мелких препарировать, на что клеить – непонятно. С мужем вместе стали придумывать свои приспособления. Например, изобрели кольцо-держатель на микроскоп для фотоаппарата «Зенит», - делится Людмила Комарова.

Стекла для препаратов также подготавливал супруг Сергей Анатольевич, как и сачки разного диаметра для удобства поимки комариков под корягами и камнями. Препараты готовились при помощи собственных лайфхаков и по методу – «как было удобно». Когда Людмила Алексеевна впервые приехала в Стокгольм с ними, у ее заграничных коллег возник вопрос – кто и где учил ее такому неправильному препарированию. Критике подверглись и рисунки с описанием, выполненные перьевой ручкой и тушью.

Препараты комаров. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

- Трудно было объяснить, что у нас ничего в эти годы не было. Конечно, моя поездка заграницу пошла только на пользу, коллеги многому научили и подарили все самое необходимое для научной деятельности оборудование, - продолжает рассказ ученый.

Дорогие заграничные презенты

Из поездки в Стокгольм Людмила Алексеевна привезла готовые стеклышки для препаратов и специальные боксы для них, а также ценный состав для препарирования комаров – американский состав под названием Эупарал, который в научном мире на вес золота.

- До этого на процесс препарирования уходило целых две недели. Сначала добывала 100% абсолютный спирт из негашеной извести, в котором 30 минут держала комара. Затем на полчаса помещала в гвоздичное масло и только потом заливала канадским бальзамом. А сейчас быстренько в спирт и сразу в Эупарал – и все! – говорит Людмила Алексеевна.

Еще одним ценным подарком стал дорогой микроскоп, которым ученый пользуется до сих пор. Правда, чтобы перевезти его через границу, пришлось пойти на хитрость – разобрать его на мелкие детали и разложить по чемоданам. Собрать микроскоп обратно уже дома получилось по нарисованной коллегами схеме.

Изучение комара под микроскопом. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

- Хиппа и Вилкамаа – это шведский и финский ученые, занимающиеся сциаридами. Мы работаем вместе уже много лет, находясь постоянно на связи через интернет. Нас во всем мире только трое, кто изучает это семейство комаров. Часто описываем новый вид вместе, прописывая наши фамилии в названии в разной последовательности, - рассказывает ученый.

Тонкости профессии

Первый вид комара Людмила Комарова открыла в 1995 года. Это была Брадизия алтайка (Bradysia altaica), в названии которого ученый увековечила Алтай. Место обитания вида – окрестности Телецкого озера. Наловить или, как говорится у специалистов, накосить комаров для изучения иногда бывает весьма затруднительно. Раньше женщине в помощь был обычный сачок, сшитый мужем. Не так давно на вооружении ученого появились ловушки Малеза, подаренные шведом. Это приспособление представляет собой огромную палатку, простую в применении и способную без человеческих усилий поймать большое количество насекомых.

- Сейчас из пяти ловушек у меня осталось только две. Две украли на Телецком озере, а одну – на Колыванском. Наверное, привлекла красота палаток и тончайший материал. Не помогла даже табличка с просьбой не трогать, так как идет эксперимент, - продолжает Людмила Алексеевна.

После того, как пойманный экземпляр препарирован, изучен и принят во внимание как новый вид, следует кропотливая работа по его описанию. Так как вся мировая научная литература издается только на английском языке, описание необходимо на него перевести. Сначала ученый прибегала к услугам переводчиков, что стоило больших затрат. Да и качество перевода оставляло желать лучшего, так как переводчики не знали биологию и путались в латыни.

Коллекция препаратов Sciaridae. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Оставался один единственный выход из ситуации – изучать самой английский язык. На помощь проходили различные компьютерные программы.

- Когда я несколько дней подряд слушала одно и то же, что тяжело усваивалось, дети шутили надо мной. Тимошка, наш пес, уже скоро заговорит по-английски, говорили они, - делится Комарова.

Описывая вид, важно его правильно нарисовать – этому тоже учили европейские коллеги. Причем свои рисунки Людмила Алексеевна делает до сих пор пером и тушью, регулируя толщину линии нажимом и плавностью.

Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Так, пройдя все трудности и научившись многому не только на опыте коллег, но и набив собственные шишки, Людмила Алексеевна Комарова стала профессором с мировым именем. На счету открытых ею видов – более 90, пойманных не только на Алтае. Профессора приглашают коллеги из разных стран мира, а начинающая на данном поприще молодежь просятся на консультации.

Четыре танкиста и собака

Несмотря на такую известность, Людмила Алексеевна вместе со своей семьей остается жить и работать в Бийске. Старший сын также решил стать энтомологом, и они вместе описали уже несколько видов. Супруг Сергей Анатольевич, модельер-конструктор по профессии, поддерживает свою ученую жену во всех начинаниях.

Сергей и Людмила Комаровы. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

- К научному труду супруги отношусь только положительно. Несмотря на то, что столько перенесли всего, я только радуюсь каждому ее успеху. С ней не соскучишься, никогда не сидит на месте. Без нее я бы плесенью покрылся, - рассказывает Сергей Комаров.

За комарами семья отправлялась в путешествие всегда всей семьей на мотоцикле с люлькой.

- Четыре танкиста и собака, - шутит Людмила Алексеевна. – Конечно, хоть и трудно было во времена, когда я только начала писать диссертацию, но все же было интересное время, о котором вспоминаешь с теплом и юмором. Так как я изучаю гениталии самцов комаров, раньше много было издевок от непонимающих людей в мой адрес. 

Однако, ни финансовые затруднения, ни языковые барьеры не стали преградой для ученого. А вот сам статус никак не накладывается на повседневную жизнь обычного бийчанина – Людмила Алексеевна простая в быту и общении женщина, с прекрасным чувством юмора.

Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Людмила Комарова. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Справка

Не тот комар, что кусается

Простым обывателям, незнакомым с энтомологией, известны кровососущие комары-пискуны. Однако, это лишь одно из их семейств огромного царства комаров под названием Culicidae. Представители этого семейства обитают везде, где живет человек - их основная жертва. Кровожадная у таких комаров самка, она должна получить из крови питательные вещества прежде, чем начнет производить на свет яйца. Самец же - совершенно добрая особь, питается нектаром растений, но в естественных условиях и живет меньше самки, если та не погибнет раньше от рук своей жертвы.

На самом деле, на нашей планете комаров огромное количество. Причем еще не все виды изучены, более того – даже не открыты, потому что это достаточно сложный и кропотливый процесс, который под силу единицам во всем мире. Это дело настоящих энтузиастов.

Читать в полной версии ➔