В Бийске дети-аутисты осваивают навыки разных профессий
Организация «Апрель» сегодня объединяет почти 70 семей, а ведь когда-то начинали с 16. Но семьи, в которых родились необычные дети, со временем поняли, что многие задачи проще решать вместе. Одна из них – социализация детей в обществе.
Ребят с расстройствами аутистического спектра не сразу различишь. Многие с виду ничем не отличаются от сверстников. И только при общении понимаешь: они чаще опускают глаза, жмутся к родителям и как будто нехотя идут на разговор. Кому-то они даже могут показаться грубоватыми. Бывают и другие, которые сразу стремятся обнять человека, которого видят впервые.
Будучи детьми, они постоянно находятся под опекой семьи, но каждый родитель рано или поздно задумывается: а сможет ли их ребенок сам о себе позаботиться? В социальных центрах крупных городов таких ребят с особенностями учат бытовым навыкам: порезать хлеб, заправить кровать, погладить белье. Но вот показать, что такое настоящая работа, в этих рамках нельзя.
Вопрос социализации детей с особенностями на круглом столе в «Апреле» обсудили с депутатами и предпринимателями. Давнее желание родителей – показать своим детям, как люди трудятся на своих рабочих местах, какие профессии бывают и чем сами ребята могли бы помочь наставникам на такой стажировке.
Так родился проект социализации особенных детей.
– Мы постарались объединить предпринимательское сообщество и творческих людей, – рассказывает Олеся Тырышкина, депутат Думы Бийска. – К нам обратились родители из организации «Апрель», чтобы мы помогли их ребятам попробовать себя в разных профессиях. И опыт оказался удачным. Ребята смогли увидеть, как это – работать инструктором по боулингу, художником и даже айтишником.
В развлекательный центр многие из этих ребят приходили с родителями отдохнуть и поиграть в боулинг. А на сей раз они смогли попробовать себя в роли инструкторов.
Протереть столы, смахнуть пыль с оборудования, натереть шары для боулинга, пропылесосить – все это входит в подготовку зала перед приемом гостей. Некоторым ребятам нужно было лишь дать здание и не мешать, другим требовалась помощь мамы или инструктора. Однако и те и другие за дело взялись с энтузиазмом.
Зато итог – чистота и подготовленные дорожки, где ребята и их семьи смогли поиграть.
Следующая остановка – автомойка. Тут ребята первые делом примеряют на себя куртки, чтобы случайно не залить водой одежду – и вперед.
Что примечательно, оборудование мойки вызвало больший интерес у девчонок. Те нашли в обращении с ним нечто схожее с пылесосом. А вот пена показалась похожей на взбитые сливки или искусственный снег.
– Это еще одна площадка проекта, – говорит Евгений Тиуков, представитель предпринимательского сообщества. – Мы знакомим ребят с моечным оборудованием, показываем, как работает пеногенератор, какие бывают этапы мойки автомобиля. Ребята тоже смогли попробовать помыть автомобиль под присмотром закрепленных инструкторов.
Это лишь небольшая доля профессий, с которыми детей с расстройствами аутистического спектра знакомит проект Олеси Тырышкиной и Евгения Тиукова. В будущем подростки смогут поработать в библиотеке, побывать в художественной мастерской, на складе. Главное, что это будет не просто экскурсия, а развитие детей в социальном аспекте.
– Некоторые родители часто недооценивают своих детей, а наблюдая за ними в необычной обстановке, они удивляются, – говорит Ирина Селезнева, заместитель председателя общественной организации «Апрель». – Мы очень довольны. Наши ребята никогда не были в таких организациях, а это расширяет кругозор, знакомит с профессиями. Так и родители чувствуют уверенность, что их ребенок сможет найти работу.
Долгое время общество отгораживалось от людей с различными нарушениями. Одних считали опасными, непредсказуемыми, других – просто непонятными, от третьих боялись услышать «помогите». В последние годы ситуация стала меняться. Общество стало принимать тех, от кого прежде отводили глаза. Бийчане болеют за своих паралимпийцев, все чаще спрашивают людей с белой тростью, помочь ли им перейти дорогу, а на людей с ментальными отклонениями давно не показывают пальцами.
Первые шаги уже сделаны, и нужно продолжать идти навстречу друг другу. Вот только для кого-то такое сближение весьма проблематично, и им нужно помочь.
Мир «детей в себе» немного другой. Но это не значит, что не нужно выводить их в большой мир. Надо просто показать, что им здесь рады.