Бийский рабочий

Хулиганистые бийчане: психолог рассказала о причинах детского вандализма

Причины детского вандализма могут быть как поверхностными, так и более глубокими и серьезными
Читать в полной версии ➔

Сразу два анонимных поста на тему детского вандализма разместили рядом в городском паблике "Инцидент Бийск". Горожане возмущены проявлениями деструктивного поведения подростков и обращаются к родителям с просьбой обратить внимание на поведение своих детей.

Первый пост посвящен детской площадке, расположенной судя по комментариям у многоквартирного дома по улице Севастопольской. Автор публикации обеспокоен тем, что дети ломают детские площадки, свой пост он проиллюстрировал фото с заретушированными лицами подростков.

- Каникулы - у таких детишек голову уже сносит от безделья;

- У них в другое время года не лучше;

- Все верно! Детские лагеря многим не по карману, бабки в деревни не берут, ответственность, да и деревни голодные сами, вот и остаются бездельничать и матерится по площадкам в городе, да и хулиганить. А родители на работе пашут, чтобы выжить!

- А чего сюда то кидаете, правоохранителям отдавайте, пусть они их воспитывают и разбираются с ними, раз родители не в состоянии, - бийчане оставляли комментарии под постом.

Через несколько часов в соцсети разместили еще один подобный пост - на этот раз ребятню поймали на "росписи" стен многоквартирного дома. Так же, как и в случае с детской площадкой, подростки действовали бандой, и на замечания взрослых, со слов автора, нецензурно бранились.

То что горожане обращают на это внимание и придают огласке, по словам детского психолога Ирины Федоровой, правильное решение. Замалчивать такие случаи нельзя - они требуют огласки, потому что это всегда есть было и будет.

- Если щенка не воспитывать, он и не поймет правила поведения и, например, вытряхнет содержимое из дивана. В отличие от братьев наших меньших, человек - сознательное существо и имеет некоторые понятия о ценностях, - рассказывает "БР" психолог-эксперт.

Вандализм - это эмоциональное нарушение психики. Как правило, у такого человека ослаблен самоконтроль, в виду чего он с лёгкостью может идти на противоправные действия. Сила его Супер-Эго (внутреннего цензора) не справляется с потоком разной агрессии, рвущейся из глубин бессознательного. Также у него высок уровень деструктивных психологических защит, мешающих проработке бессознательного материала. Психологические защиты нужны нам для поддержания своего самоуважения любым способом, даже путем искажения действительности.


Вандализм также может выступать формой развлечения, отвлечения от унылой реальности, возможностью заполнить внутреннюю пустоту. Групповой вандализм дает человеку чувство общности, силы, выступает объединяющим и защищающим началом.

- Обесценивание предметов искусства, архитектуры, ценностей и традиций позволяет человеку искаженным образом ощутить свое превосходство и свободу от давлеющих норм. Снять напряжение, снять свою маску, чтобы поддаться своим вытесненным желаниям, - объясняет Ирина Федорова.

В вандализме также реализуются садистические импульсы и мазохистские - человек совершает противоправные действия и в глубине души желает понести за это наказание, быть пойманным, заключенным, избитым. Поиск вечного жизненного драйва.

В основе же всего этого хаоса часто лежит мотив протеста родительскому авторитету и тем, на кого этот авторитет впоследствии переносится. Отсутствие связи с реальностью, отрыв от своих истинных чувств и побуждений, бегство в иллюзии может стать причиной психических расстройств. Распознавание своих потребностей позволяет найти конструктивные способы снизить градус напряженности и направить энергию на улучшение качества жизни.

- Это расстройство одинаково присуще как и девочкам,так и мальчикам. В одиночку делать это труднее,чем толпой. Может ребенок и не хочет быть вандалом, но тогда его "изгонят" из стаи. Такие дети потом сами очень сильно мучаются, но подавляют свой стыд и уходят в невроз, а чтобы не испытывать сильных чувств, они становятся как все, потому что нет смелости противостоять толпе! А если ты не лидер и не можешь показать хороший пример, тогда делай как они! - заключает психолог.

Что взрослые могут сделать в таком случае?

  • Разговаривать с подростком. Это бывает сложно, но нужно запастись терпением и постараться найти подход к своему ребенку. Если не получается, стоит обратиться к психологу.
  • Следить за собой. Проанализируйте, как вы ведете себя в сложных ситуациях. Возможно, его вандализм - это отражение вашего поведения.
  • Учить выражать чувства конструктивно. Научите ребенка разбираться в себе и своих эмоциях, помогите выражать их безопасным для себя и окружающих способом.
  • Искать безопасный досуг. Предложите ему записаться в театральный кружок или спортивную секцию, можно сходить в водный или пеший поход.
  • Ослабить контроль. Покажите ребенку. что вы ему доверяете. Обязательно скажите, что в любом случае придете ему на помощь, а взрослым считается тот человек, который не только принимает решения, но и отвечает за эти решения.
  • Показать работу других. Когда ребенок своими руками покрасит лавочку или уберет мусор, он 10 раз подумает перед тем, как написать то самое слово на заборе.

 

Читать в полной версии ➔