Бийский рабочий

Первый маркированный БАД сошел с конвейера «Эвалар»

Весной 2023 года в силу вступят требования обязательной маркировки биологически активных добавок, уже сейчас компании готовятся к этому
Читать в полной версии ➔

Флагман российского рынка БАД — компания «Эвалар» - выпустила первую партию продукции по новым правилам.

Посмотреть, как проходит эксперимент по нанесению маркировки, и обсудить готовность к ней рынка, на производственную площадку в Бийск прибыли Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации, Александр Лукьянов, заместитель председателя правительства Алтайского края, Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий, представители Союза производителей БАД к пище, регионального управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям, а также производители и технологические партнеры.

Выездному совещанию предшествовала экскурсия по предприятию. Участники встречи смогли увидеть не только процесс создания лекарственных препараторов и БАД, но и нанесения на готовую продукцию данных идентификации. Происходит это на фазе упаковки.

На производственной площадке компании "Эвалар". Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Вот по конвейеру идут пачки с блистерами препарата. По пути к упаковщику они проходят через специальный узел маркировки. Этот с виду небольшой аппарат совершает сотни автоматических операций в минуты. На табло загораются данные о производителе, дате производства и самом препарате. Они тут же кодируются в форму QR и набор цифр. На долю секунды аппарат начинает светиться, и после него на линию уходит все та же пачка. Но на упаковке там, где до этого ничего не было, теперь стоит код.

На производственной площадке компании "Эвалар". Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Происходит это настолько быстро, что упаковка совсем не задерживается в узле маркировки, и в коробку попадает с той же скоростью, как если бы и вовсе никаких дополнительных манипуляций с ней не было. После того, как первый ряд упаковок уложен в коробку, происходит следующий этап — считывание нанесенных кодов. Специальный сканер запоминает информацию на каждой из пачек, и после того, как коробка с упаковками будет собрана, аппарат выдаст еще одну наклейку с кодами — в них будет вся информация о каждой пачке.

На производственной площадке компании "Эвалар". Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Этот набор цифр и кодов уникален для каждой упаковки. Таким образом все препараты, выходящие с конвейера, идентифицированы, и информация о них заносится в единую систему «Честный знак». Благодаря этому можно отследить весь путь упаковки — от производителя до конечного покупателя. Считывание информации об этой конкретной пачке происходит на каждом этапе движения — у дистрибьютора, оптовика, в аптеке.

Пока БАД лишь готовятся войти в систему обязательной маркировки товара, но вскоре эти требования станут обязательными. Основная цель - не допустить на рынок контрафактную продукцию. 

Подобные требования обязательной маркировки на сегодня действуют уже в 14 отраслях, и эксперты прогнозируют лишь расширение этого списка. Для БАД такие требования вступят в силу с 1 марта 2023 года.

Выездное совещание Минпромторга на площадке "Эвалар".. Фото: Евгений Андреев.

- Сегодня мы наблюдаем качественный рост рынка БАД, в том числе за счет развития новых каналов продаж. Маркировка может стать важным инструментом обеспечения прозрачности рынка, а также контроля качества и безопасности продукции – от аптечной полки до маркетплейсов. Очень важно, чтобы она эффективно сработала во всех каналах, - говорит Наталия Прокопьева, председатель Совета директоров «Эвалар». - Мы успешно провели эксперимент по нанесению маркировки на нескольких наших продуктах, теперь нам важно масштабировать этот опыт с учетом разнообразия выпускаемых форм, адаптировав технологии производства. Мы являемся лидером рынка, который обладает несколькими десятками производственных линий, поэтому внесли свои предложения для стабильного входа отрасли в маркировку, а также формирования благоприятных и равных условий для операторов рынка БАД.

Вопросы состоянии российского рынка БАД, технологические особенности предприятий, занимающихся выпуском данной продукции, а также о меры господдержки бизнеса и стали основными темами совещания, проведенного на площадке «Эвалар». Сегодня перед производителями встает ряд вопросов. Среди них — можно ли будет получить заемные средства на приобретение дорогостоящего оборудования для маркировки и не возникнет ли трудностей с этим оборудованием вообще, ведь большинство его производителей — иностранные компании.

На производственной площадке компании "Эвалар". Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли РФ, отметил, что для комфортной подготовки к маркировке предприятиям необходимо начать работу по оснащению уже сейчас. При этом государство в стороне не останется.

- Так же, как и для производителей воды и молока, для товарной группы БАД мы планируем предоставлять из Фонда развития промышленности льготные займы на оснащение оборудованием для маркировки, размером до 50 млн рублей под 1 процент на два года. Соответствующие изменения в Стандарт Фонда будут внесены после принятия правил маркировки БАД. Кроме того, Минпромторг согласовал с Минфином возможность использования возвращенных средств по программе «Маркировка фармы» на другие задачи по маркировке, - рассказал замминистра. - При этом заключать контракты на поставку оборудования и начать подготовку мы настоятельно рекомендуем уже сейчас.

Технологическая возможность для этого есть. Более того, у отечественных производителей рынка БАД даже нет необходимости самостоятельно искать поставщиков оборудования. Для этого достаточно обратиться в Центр развития перспективных технологий — это оператор национальной системы маркировки. Здесь заявляют о наличии готовых технических решений.

Выездное совещание Минпромторга на площадке "Эвалар".. Фото: Евгений Андреев.

- ЦРПТ сформированы запасы оборудования. В Подмосковье был открыт склад, на котором хранится более 9700 единиц техники, комплектующих и расходных материалов для маркировки. Это аппликаторы, принтеры, камеры технического зрения, печатающие головки, картриджи,- рассказал Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра. - Эти запасы рассчитаны не менее чем на полгода и постоянно пополняются. Поэтому никаких проблем с оборудованием на рынке нет и не прогнозируется. С учетом текущих сроков закупки и поставки оборудования мы видим все возможности для всех участников рынка подготовиться к внедрению маркировки до завершения эксперимента, отладить и протестировать процессы. Но важно не откладывать, а начинать сейчас.

Кстати иностранные поставщики оборудования не намерены терять российский рынок. Так, о своей готовности продолжить работу в России заявили в Antares Vision - это итальянский производитель систем электронного зрения, автоматического контроля и защиты качества продукции. Под требования системы «Честный знак» решениями Antares Vision уже оснащено более 200 производственных линий фармацевтических предприятий в России и странах СНГ, в том числе и компании «Эвалар».

Таким образом, сегодня рынок БАД готов к переходу на обязательную маркировку своей продукции. В Минпромторге уверены, что если у кого-то из участников рынка еще остаются сомнения в необходимости этого, в ближайшее время они разрешатся.

Склад компании "Эвалар".. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Практика других отраслей показывает, что положительные изменения отмечают и потребители, уверенные в качестве приобретаемой продукции, и производители, с рынка которых уходит контрафакт и недобросовестные конкуренты, и государство, которое получает налоговые отчисления ввиду прозрачности экономических процессов.

Александр Лукьянов, заместитель председателя правительства региона, отметил что Алтайский край является лидером по производству биологически активных добавок в России, поэтому совещание не случайно было организовано именно у нас.

Выездное совещание Минпромторга на площадке "Эвалар".. Фото: Евгений Андреев.

- Условия позволяют нам учесть интересы бизнеса, участвуя в проектно-экспертных и рабочих группах, созданных на площадке ЦРПТ, для обеспечения 100-процентной готовности участников оборота к выполнению поставленных задач к 28 февраля 2023 года, - заявил Александр Лукьянов.

В результате участники совещания определили ключевые направления дальнейшей работы, обсудили промежуточные цели в отношении маркировки биологически активных добавок и способы их достижения, а также механизмы поддержки отрасли как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

Читать в полной версии ➔