Первый маркированный БАД сошел с конвейера «Эвалар»
Флагман российского рынка БАД — компания «Эвалар» - выпустила первую партию продукции по новым правилам.
Посмотреть, как проходит эксперимент по нанесению маркировки, и обсудить готовность к ней рынка, на производственную площадку в Бийск прибыли Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации, Александр Лукьянов, заместитель председателя правительства Алтайского края, Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий, представители Союза производителей БАД к пище, регионального управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям, а также производители и технологические партнеры.
Выездному совещанию предшествовала экскурсия по предприятию. Участники встречи смогли увидеть не только процесс создания лекарственных препараторов и БАД, но и нанесения на готовую продукцию данных идентификации. Происходит это на фазе упаковки.
Вот по конвейеру идут пачки с блистерами препарата. По пути к упаковщику они проходят через специальный узел маркировки. Этот с виду небольшой аппарат совершает сотни автоматических операций в минуты. На табло загораются данные о производителе, дате производства и самом препарате. Они тут же кодируются в форму QR и набор цифр. На долю секунды аппарат начинает светиться, и после него на линию уходит все та же пачка. Но на упаковке там, где до этого ничего не было, теперь стоит код.
Происходит это настолько быстро, что упаковка совсем не задерживается в узле маркировки, и в коробку попадает с той же скоростью, как если бы и вовсе никаких дополнительных манипуляций с ней не было. После того, как первый ряд упаковок уложен в коробку, происходит следующий этап — считывание нанесенных кодов. Специальный сканер запоминает информацию на каждой из пачек, и после того, как коробка с упаковками будет собрана, аппарат выдаст еще одну наклейку с кодами — в них будет вся информация о каждой пачке.
Этот набор цифр и кодов уникален для каждой упаковки. Таким образом все препараты, выходящие с конвейера, идентифицированы, и информация о них заносится в единую систему «Честный знак». Благодаря этому можно отследить весь путь упаковки — от производителя до конечного покупателя. Считывание информации об этой конкретной пачке происходит на каждом этапе движения — у дистрибьютора, оптовика, в аптеке.
Подобные требования обязательной маркировки на сегодня действуют уже в 14 отраслях, и эксперты прогнозируют лишь расширение этого списка. Для БАД такие требования вступят в силу с 1 марта 2023 года.
- Сегодня мы наблюдаем качественный рост рынка БАД, в том числе за счет развития новых каналов продаж. Маркировка может стать важным инструментом обеспечения прозрачности рынка, а также контроля качества и безопасности продукции – от аптечной полки до маркетплейсов. Очень важно, чтобы она эффективно сработала во всех каналах, - говорит Наталия Прокопьева, председатель Совета директоров «Эвалар». - Мы успешно провели эксперимент по нанесению маркировки на нескольких наших продуктах, теперь нам важно масштабировать этот опыт с учетом разнообразия выпускаемых форм, адаптировав технологии производства. Мы являемся лидером рынка, который обладает несколькими десятками производственных линий, поэтому внесли свои предложения для стабильного входа отрасли в маркировку, а также формирования благоприятных и равных условий для операторов рынка БАД.
Вопросы состоянии российского рынка БАД, технологические особенности предприятий, занимающихся выпуском данной продукции, а также о меры господдержки бизнеса и стали основными темами совещания, проведенного на площадке «Эвалар». Сегодня перед производителями встает ряд вопросов. Среди них — можно ли будет получить заемные средства на приобретение дорогостоящего оборудования для маркировки и не возникнет ли трудностей с этим оборудованием вообще, ведь большинство его производителей — иностранные компании.
Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли РФ, отметил, что для комфортной подготовки к маркировке предприятиям необходимо начать работу по оснащению уже сейчас. При этом государство в стороне не останется.
- Так же, как и для производителей воды и молока, для товарной группы БАД мы планируем предоставлять из Фонда развития промышленности льготные займы на оснащение оборудованием для маркировки, размером до 50 млн рублей под 1 процент на два года. Соответствующие изменения в Стандарт Фонда будут внесены после принятия правил маркировки БАД. Кроме того, Минпромторг согласовал с Минфином возможность использования возвращенных средств по программе «Маркировка фармы» на другие задачи по маркировке, - рассказал замминистра. - При этом заключать контракты на поставку оборудования и начать подготовку мы настоятельно рекомендуем уже сейчас.
Технологическая возможность для этого есть. Более того, у отечественных производителей рынка БАД даже нет необходимости самостоятельно искать поставщиков оборудования. Для этого достаточно обратиться в Центр развития перспективных технологий — это оператор национальной системы маркировки. Здесь заявляют о наличии готовых технических решений.
- ЦРПТ сформированы запасы оборудования. В Подмосковье был открыт склад, на котором хранится более 9700 единиц техники, комплектующих и расходных материалов для маркировки. Это аппликаторы, принтеры, камеры технического зрения, печатающие головки, картриджи,- рассказал Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра. - Эти запасы рассчитаны не менее чем на полгода и постоянно пополняются. Поэтому никаких проблем с оборудованием на рынке нет и не прогнозируется. С учетом текущих сроков закупки и поставки оборудования мы видим все возможности для всех участников рынка подготовиться к внедрению маркировки до завершения эксперимента, отладить и протестировать процессы. Но важно не откладывать, а начинать сейчас.
Кстати иностранные поставщики оборудования не намерены терять российский рынок. Так, о своей готовности продолжить работу в России заявили в Antares Vision - это итальянский производитель систем электронного зрения, автоматического контроля и защиты качества продукции. Под требования системы «Честный знак» решениями Antares Vision уже оснащено более 200 производственных линий фармацевтических предприятий в России и странах СНГ, в том числе и компании «Эвалар».
Таким образом, сегодня рынок БАД готов к переходу на обязательную маркировку своей продукции. В Минпромторге уверены, что если у кого-то из участников рынка еще остаются сомнения в необходимости этого, в ближайшее время они разрешатся.
Александр Лукьянов, заместитель председателя правительства региона, отметил что Алтайский край является лидером по производству биологически активных добавок в России, поэтому совещание не случайно было организовано именно у нас.
- Условия позволяют нам учесть интересы бизнеса, участвуя в проектно-экспертных и рабочих группах, созданных на площадке ЦРПТ, для обеспечения 100-процентной готовности участников оборота к выполнению поставленных задач к 28 февраля 2023 года, - заявил Александр Лукьянов.
В результате участники совещания определили ключевые направления дальнейшей работы, обсудили промежуточные цели в отношении маркировки биологически активных добавок и способы их достижения, а также механизмы поддержки отрасли как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.