В Бийске предприняли четвертую попытку найти подрядчика на ремонт моста
Муниципалитет ищет подрядчика, который возьмется за капитальный ремонт моста через Бию. Город объявляет аукционы с весны 2022 года, но желающих принять этот объем работы нет.
Изначально в Бийске планировали включить ремонт моста единым лотом – то есть найти подрядчика не только для ремонта промежуточных опор, стоек, арок, путепровода, мостового полотна и тротуаров, трамвайных путей и контактной сети, но и подъездов к самому мосту. Затем лот разбили на несколько, вынеся подъезды в отдельный объект. Но мост все равно никому не нужен.
Эта история тянется с весны. Напомним, отремонтировать коммунальный мост через Бию планировали еще этим летом. Однако уже весной, когда два тендера прошли, а ни один подрядчик не заявился, стало понятно, что в 2022 году мост ремонтировать не будут. Проект перенесли на 2023 год.
Почему три предыдущие аукциона прошли впустую и есть ли шанс найти подрядчика на сей раз, рассуждают уже на уровне края.
Все же подорожало
Николай Данилин, директор Барнаульского ДСУ-4, – предприятия, которое является одним из крупнейших мостостроителей края, изучил документацию, которую город выставлял на конкурс. Более того, ДСУ-4 потенциально могло быть одним из подрядчиков. Но на аукцион оно не пошло.
Причина, как пояснил Николай Данилин сетевому изданию «Толк», в низкой стоимости контракта, которую предложил город.
На тендерах, которые администрация Бийска объявляла в апреле, цена контракта начиналась от 152,7 млн руб. и дальше на понижение.
Ко второму аукциону стоимость контракта так и не подняли, зато внесли пункт о «предоплате» - то есть победителю торгов заказчик-муниципалитет выделит 30 процентов от отыгранной стоимости на закупку стройматериалов.
Но на аукционе вновь не было участников.
Пересчитали
Полгода длился перерыв. По всей видимости, шла доработка документации. В октябре тендер на капремонт моста объявили вновь.
Кстати, еще после первых неудач с поиском подрядчика в мэрии признавали: 150 млн руб. с лишним – не так уж и много. За эту сумму можно было лишь немного «полечить» мост, чтобы не доводить ситуацию до аварийной, когда потребуется не 150 млн, а 1,5 млрд руб.
По данным «Толка», как минимум 18 документов, отражающих смету и финансовые отношения, были пересмотрены. Госэкспертизу Алтайского края они прошли проверку еще в августе.
Александр Мишустин, председатель правления Союза строителей Алтайского края, говорит, что нельзя было скидывать со счетов рост цен на стройматериалы.
- Если в пик подорожания они поднялись на 30 процентов, а сейчас опустились на пять, то это не сильно исправило ситуацию. Да, сейчас такого роста нет, как год назад, но цену уже изменились, и нужно было это учитывать, - говорит представитель строителей.
Но и на третий аукцион заявок от потенциальных подрядчиков не поступило.
Дело не только в цене
В мэрии уверены: тщательно подготовленная документация просто не позволяет заявиться на торги тем, кто физически не способен справиться с объемом работы.
- Скорее всего, предприятия оценивают собственные силы, когда знакомятся с документацией, - говорит Павел Сидоренко, начальник пресс-центра администрации Бийска. - Пунктов много. Есть ли у них специалисты, смогут ли они уложиться в сроки, чтобы выполнить все позиции, указанные в требованиях по ремонту инженерного сооружения, есть ли у них техника.
А вот у представителей строительной отрасли мнение другое.
- Чаще всего, когда аукционы проходят раз-другой, а подрядчика так и нет, то проблемы надо искать в документации, - говорит Александр Мишустин. - Пока она оставляет желать лучшего качества, особенно когда подрядчиками выступают муниципалитеты. Нередко заявленное там не соответствует реальности. Это значит, либо трудоемкость проекта не соответствует стоимости работ, либо называются невозможные сроки исполнения, либо предлагаются спорные инженерные решения. Генподрядчики смотрят на такие объекты и говорят: «А зачем нам эти работы?» Сегодня все взвешивают свои силы и не бросаются на первый попавшийся контракт, ведь за неисполнение обязательства грозят штрафные санкции.
Кстати, эту тему – почему подрядчики не выходят на госзаказы – недавно поднимали в Барнауле. Бийск в этом отношении не единственный муниципалитет, где на крупные заказы не могут найти застройщика или дорожников.
Причины – разные. Это и стоимость работ, которая не соответствует рыночной, и проблемы с технической документаций, но еще – последствия работ. Так, застройщики отмечают, что при сдаче объектов подрядчики нередко остаются один на один с проверяющими структурами, а заказчик из этой процедуры самоустраняется.
Другой момент - трудности с внесением корректировок по ходу. А иногда без этого обойтись просто нельзя. Но у заказчиков-муниципалитетов как правило финансирование этого не предусмотрено.
А есть ли подрядчики?
Этот вопрос - пожалуй, самый основной. Можно сколько угодно переписывать ПСД и пересчитывать конечную стоимость контракта, но все это имеет смысл лишь в том случае, если потенциальные подрядчики вообще есть.
В случае с капремонтом моста нужны не дорожники, а мостостроители. Специализация – нечастая.
Очевидно, что спрос на услуги таких предприятий высок. А вот найти «окно» в их расписании еще надо постараться.
Это объясняет, почему даже после пересчета стоимости работ, подрядчики на торги даже не заявились.
«Компаний, способных взяться за мосты и путепроводы в Алтайском крае, не так много. Практически все они загружены. Если цена контракта выставлена адекватной, то, вероятно, подавать заявки попросту было некому», – цитирует Николая Данилина «Толк».
То же самое было и весной. После двух несостоявшихся аукционов муниципалитет мог выйти на заключение прямого договора со специализированной организацией после согласования с антимонопольной службой. Но на горизонте таких просто не оказалось.