Бийский рабочий

Такие же, как вы: в Бийске с детьми-инвалидами работают необычные специалисты

Им самим пришлось пройти непростой путь не только в профессии, но и в жизни.
Читать в полной версии ➔

Как нужно любить жизнь и бороться за каждое достижение, в отделении социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями Комплексного центра социального обслуживания населения города Бийска детей учат необычные специалисты. 

Лиза с синдромом Дауна танцует

Возле кабинета, где проходит занятие у дефектолога, свою девятилетнюю внучку Лизу ждет бабушка Татьяна Григорьевна. У ребенка синдром Дауна, и сейчас ей важно не только семейное образование, но и работа с узкими специалистами.

– Для нас рождение такого ребенка, конечно, было шоком, – делится бабушка. – Дочка тяжело всю беременность ходила, но сколько раз УЗИ делали, никто нам ничего не сказал. Мои дочки обе учились в пединституте, проходили практику в «Роднике», там детки тоже такие есть. Когда Лиза родилась, мы ее с полутора месяцев туда сразу и стали водить. Куда только могли, везде ходили, в том числе и платно. Сейчас Лиза ходит в школу, в первый класс.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Найти подход к ребенку, который хоть и особенный, но, по сути, такой же, как и другие дети, удается Лизиному любимому преподавателю Наталье Денисовой. Она считывает ее настроение, умело вплетая заранее подготовленный материал в тридцатиминутную встречу.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Эти дети немножко не такие, как мы с вами, – продолжает Татьяна Григорьевна. – У нее свой мир, и ее не заставишь что-то делать, как другого ребенка: если ей надо, она все, что нужно, сделает. Она у нас не разговаривает, когда-то начинала говорить, потом внезапно замолчала. Выражает свои эмоции голосом, как мы предложения говорим, интонацией. Если мы ее не понимаем, она сердится, а так девочка ласковая. Она наш ангелочек, мы ее очень любим.

Некоторые таланты ребенок уже освоил онлайн. Лиза очень гибкая, любит танцевать, и когда по телевизору показывали соревнования по фигурному катанию, она все повторяла за артистами!

Матвей с ДЦП готовит бутерброд

Мама инвалида-колясочника Матвея Елена Гурикова – сама руководитель общественной организации. Но посещение своим уже почти взрослым сыном тренировочной квартиры считает обязательным. У парня сохранный интеллект, однако самостоятельно управиться с коляской он не может. Навыки обслуживания себя он получает в Комплексном центре уже который год и многому научился. На это занятие он решил приготовить горячий бутерброд. Сделать его не так просто – потребуется даже специальное устройство, чтобы нарезать все ингредиенты.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Горячий бутерброд – это сложное блюдо для Матвея, но он старается, – говорит Елена. – Он знает и понимает все действия, но ему обязательно нужна помощь.

Преподаватель понимает сигналы ребенка, и тем не менее многое он должен сделать сам. Такое индивидуальное занятие длится в среднем полчаса, иногда его делают даже многозадачным, например, совмещая стирку и готовку.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

В день в центре на тренировочной квартире успевают поработать в среднем по восемь детей. Помимо модуля «Кухня» есть и модуль «Спальня», чтобы дети учились застилать постель, пользоваться гладильной доской и утюгом, складывать высушенные вещи в шкаф. Ребятам с ограниченными возможностями важно освоить полный цикл.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

 – Здесь готовят детей к будущей самостоятельной жизни, – подтверждает Елена Гурикова. – Мы мало куда ездим с сыном, транспорт в Бийске вообще для таких, как мы, не предназначен. У нас есть какие-то автобусы, но я не представляю, чтобы вышел водитель маршрутки, откинул пандус и помог. Понятно, что процесс понемногу идет. Жалко, что попасть в драмтеатр у нас не получается. Я с Матвеем ходила один раз: затащила сначала его, потом коляску на второй этаж... Почему мы не ходим в музей? Да потому что не пройти нам там. То же самое практически во всех жизненных сферах. Комплексный центр, а главное, специалисты, которые здесь работают, – просто глоток свежего воздуха для нас.

Психолог с ДЦП

В Комплексном центре с такими детьми, как Матвей, Лиза и другие, уже третий год работает психолог Маргарита Суворова. Она может, не кривя душой, говорить каждому ребенку: я тебя понимаю.

– Маргарита Сергеевна, расскажите о себе.

– У меня была родовая травма, впоследствии поставили диагноз «ДЦП». Было много операций, ноги выправили, насколько возможно.

Я окончила общеобразовательную школу, ходила туда, как и все дети. Потом пошла в пединститут, где также училась очно. После вуза отработала год в школе и подумала, что больше мне нравится работать с детьми индивидуально. Получила дополнительное образование по психологии, потому что поняла, что на собственном примере могу вдохновить детей и их родителей на то, что уже получилось у меня. Диагноз – это не приговор. Часто ребята-подростки, когда видят меня, понимают, что преподаватель такой же, как они, и при этом ходит, работает. Главное – найти себя, быть счастливым.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Что вам сложно делать?

– Мне сложновато подниматься куда-то без опоры, а так, в принципе, я все могу. Когда училась в институте, ездила на автобусе на пары, как все. Родители меня сразу приучали: делай все сама. Я простая деревенская девушка, когда училась в школе, не чувствовала себя не такой, как все. Да, где-то не успевала, падала, но вставала. А в городе на меня люди обращали внимание, но я адаптировалась и к этому.

– Можно сказать, что в психологию пришли и ради себя?

– Да, мне хотелось помочь таким же деткам, какой была я сама. Но о своем предназначении поняла многое еще в начальной школе, когда пришла туда работать. Мне сразу дали трудных детей, коррекционный класс. По идее, с такими ребятами должен был работать психолог, а не я, молодая выпускница педуниверситета, но мне так понравилось, так затянуло то, что я могу мотивировать этот трудный класс и они начинают лучше заниматься! Решила, что важно развиваться в этом направлении.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

К каждому ребенку можно найти подход, особенный ключик. Когда ты понимаешь, что, если ты в чем-то поможешь, подскажешь, ребенок тебе может довериться. Важно ставить себя на место ребенка. Если он что-то совершает, вы поймете, почему. Взрослые часто забывают о том, что тоже были детьми.

– Как вы работаете с детьми здесь, в Комплексном центре?

– С каждым ребенком работа проводится индивидуально. Применяем множество методик и техник по ситуации, также я очень люблю сказкотерапию. Через нее проще наладить коммуникацию, если она отсутствует. Песочная терапия расслабляет, уходит тревога, ребенок расслабляется. Зона релаксации популярна среди подростков, потому что они, когда приходят, часто говорят: «Зачем мне психолог?» А я им говорю, что расслабление нужно всем.

– Всем детям с ограниченными возможностями нужен психолог или все-таки нет?

– Я считаю, что всем. По крайней мере, пара занятий или советов от психолога точно не повредят. Но в большей степени психолог нужен родителям, чтобы принять какие-то вещи.

– Вы получаете здесь уникальный опыт, работая с детьми с различными видами нарушений, как ментальными, так и физическими.

– До того, как я устроилась сюда, никогда не работала с особенными детьми, единственное, сама была когда-то в «Роднике». Но все приходит с опытом. Радовалась любым победам, если ребенок с тяжелой формой ДЦП научился ложку держать – это классно! Нисколько не жалею, что начала со сложностей. Работа с каждым ребенком строится индивидуально, у кого-то процесс быстрее пойдет, а кто-то только три месяца ходить привыкать будет.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Были случаи, когда ребенок долгое время приходил и плакал, не получалось добиться какого-то результата, пока мы не удалили с занятий маму, которая говорила: «Он заниматься не будет». Ему нужен был этот момент доверия. Или бывают детки, которым все время нужно куда-то бежать, и лучше ему не препятствовать: открыть дверь, провести по всем кабинетам и вернуться назад. Насильно у нас ничего не происходит.

Вообще, мне везет с людьми. Человек должен с удовольствием идти на работу. Особенно радует, когда видишь результат. Ловлю себя на том, что даже дома продолжаю искать новые методики работы с детьми.

Дефектолог с синдромом Шарко – Мари – Тута

Наталья Денисова – специалист по комплексной реабилитации и дефектолог. Она работает с детьми-инвалидами, у которых есть какие-либо трудности в развитии либо в обучении. О том, что Наталья Викторовна тоже имеет некоторые особенности, дети могут даже не догадываться. Они просто очень любят приходить на занятия со своим любимым учителем.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Наталья Викторовна, как вы пришли в профессию?

– Я работаю здесь седьмой год, пришла из детского сада, получив дополнительное образование дефектолога.

У меня синдром Шарко – Мари – Тута, страдает опорно-двигательный аппарат. Кто-то говорит, что это врожденное, кто-то – приобретенное. Проявляется в том, что существует сложность в ходьбе, во всех движениях, маленькая мышечная сила. Внешне заболевание также выражается тем, что происходит деформация практически всего опорно-двигательного аппарата: спины, ног. Ухудшение неизбежно, поэтому важно за собой следить – не набирать вес, постоянно делать физические упражнения, массаж.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Выбор правильной профессии при таком заболевании тоже был важен?

– Основная моя профессия – воспитатель детского сада, отработала я с малышами двадцать лет. Пошла туда, потому что там постоянно с детьми, в динамике, а мне нужно и сидеть, и ходить, то есть чередовать нагрузки. Утром сделали зарядку, где-то посидели-почитали, где-то походили-побегали. Мне очень нравилось работать с маленькими детками, но с возрастом стало сложнее, да и группы стали большими, по 20–30 человек.

Когда закрыли наш детский сад, мне предложили прийти сюда. В Комплексном центре работа с детьми строится индивидуально, есть и сложные детки, требующие индивидуального подхода и новых знаний. Поэтому я получила еще одно образование – психолога.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Как проходит занятие с ребенком?

– С Лизой мы сегодня поработали с игровой кухней, которая близка любому ребенку, постоянно находящемуся с мамой и видящему, что и как она делает, пытающемуся ей подражать. Она учится следовать инструкциям.

– Я правильно понимаю, что с такими детками нельзя заранее составить четкий план занятий? Например, придет Лиза, и мы будем изучать кухню?

– Конечно, нет. Большинство таких детей – дети настроения. Они многое не могут сказать: голова болит, дискомфорт есть какой-то. Мы идем от того, что ребенок хочет сказать. Конечно, можно подвести его к какой-то деятельности, например рисованию. Поставлю краски так, чтобы они внимание привлекли, сама сяду, начну рисовать – и он тоже захочет! У таких детей главная задача – научиться отдавать.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Пассивные знания у них хорошие, понимают они многое, а вот что-то «достать» из этой базы данных уже сложнее. Здесь и нужна наша помощь – их нужно научить пользоваться тем, что они знают. Ребенок может знать, что такое сковородка, яйца и что их надо разбить, чтобы приготовить яичницу. Но когда говоришь все это сделать – у них наступает ступор. Однако когда начинаешь прорабатывать с ребенком все пошагово, в следующий раз он сможет это сделать сам. С детками, у кого диагноз не такой сложный, мы работаем по подготовке к школе: развиваем память, внимание.

«Комплексный центр социального обслуживания населения Бийска» . Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Надо ли ребенка готовить к какой-то реакции общества? Например, что на него могут пристально смотреть?

– Обязательно. Даже мамочки не всегда могут принять эту ситуацию со своим ребенком. Хотя мы же все разные. Кто-то блондин, кто-то брюнет, кто-то может ходить прямо, а другой ходит по-иному, в силу обстоятельств. Быть одинаковыми, как из принтера, скучно, неинтересно. Люди имеют право быть разными, так я детям и говорю.

Здесь мы больше обучаем родителя, показываем возможности ребенка, что он может. Но если не закреплять знания дома, результат будет нулевой.

– Всегда ли можно добиться с ребенком результатов?

– Здесь все сильно индивидуально. Одни дети в силу своих диагнозов не смогут решать многие задачки, писать. То, что нарушено на физическом уровне, – мы не хирурги, не восстановим. Но на бытовом уровне, если он сможет помочь маме и в огороде, и в доме убраться (ведь основная задача – обслуживать себя) – уже хорошо. Даже при ДЦП есть разные степени, например, бывает, что ребенок физически не может поднять руку, но если мы видим, что он пытается это сделать, это уже много значит. Верим, что с возрастом это у него получится.

 

Читать в полной версии ➔