Это не игрушки: как живет самый современный технопарк «Кванториум» в Бийске
Еще с порога, когда заходишь в кванториум, кажется, что ты попал в сюжет фантастического фильма: светлые, блещущие чистотой помещения, прозрачные стены и множество современной техники. А самое главное – люди, которые могут научить с ней обращаться.
Техника будущего
Кванториум работает по шести основным направлениям и двум дополнительным. Есть промышленная робототехника, промышленный дизайн, виртуальная дополненная реальность, нанотехнологии (химия, физика, биология), IT-технологии. Большое направление «хай-тек», где собрано много различных технологий, которые могут изучать ребята, – фрезерные, лазерные, 3D-моделирование.
Еще одно большое направление – промышленный дизайн, где ребята работают в разных графических и видеоредакторах, занимаются анимацией. Те, кто обучается в программе 3D-моделирования, имеют возможность также создавать разные объемные модели и распечатывать их на 3D-принтере.
Заниматься в кванториуме можно с 8 лет, для таких ребят предусмотрен кружок робототехники, на остальные направления поступают с 11 и до 17 лет включительно.
– Всех, кто к нам пожелает прийти и заниматься, принимаем, конкурсной основы нет, – рассказывает Светлана Елясова, руководитель структурного подразделения «Детский технопарк «Кванториум». – Далее, на углубленный модуль и направление, ребенка рекомендует преподаватель, учитывая его интересы и способности. В проектный модуль уже отбираются одаренные ребята. Там они имеют возможность полностью, от замысла до воплощения, реализовать свои проекты, любую фантазию.
«Кванториум» – это центр дополнительного образования технической направленности. Он оснащен высокотехнологичным оборудованием, и здесь используются новейшие технологии.
– Такого оборудования даже на заводах и в больших лабораториях в Бийске нет, – поясняет Светлана Григорьевна. – У ребят шикарная возможность освоить эти технологии.
И самое главное – абсолютно бесплатно, потому что кванториум создан по программе «Успех каждого ребенка».
– Даже если набирается хозрасчетная группа, в любом случае для родителей это бесплатно, потому что мы работаем по сертификатам дополнительного образования, и у каждого ребенка он обязательно есть. Если вдруг бюджетные места заканчиваются (наш план – 800 ребят в год), мы имеем возможность открывать дополнительные группы, – уточняет Светлана Елясова.
Набор на данный момент завершен, группы сформированы, мальчишки и девчонки осваивают программу, которая длится 72 часа. Во второй половине января начнется новый набор, но на данный момент по предварительной записи группы на следующий период практически сформированы.
Сначала – лобзик, потом – ноутбук
Спрос на технознания в Бийске достаточно высокий – только в этом году специалисты «Кванториума» провели множество мастер-классов, открытых мероприятий, а также «День открытых дверей».
Самые востребованные направления – робототехника и IT-направление.
– Пока побаиваются «Наноквантума», точнее, туда дети идут не так активно, – говорит Светлана Елясова. – Но когда ребята видят, что там можно изучить, проявляют интерес. Сложность в том, что нужно знать основы химии.
И мальчишки, и девчонки с удовольствием ходят на «Виртуальную реальность», активно записываются и на «Хай-тек», где также можно активно поработать физически – попилить лобзиком, работать на станках, освоить шуруповерт. Потому что прежде чем положить заготовку во фрезерный станок, ее нужно сделать.
– Ребята все делают своими руками: можно и сверлить, и паять, и делать заготовки для 3D-принтера, – показывает череду станков Светлана Григорьевна.
Поначалу у преподавателей было не так много времени, чтобы изучить все оборудование и попробовать на нем работать, для того чтобы профессионально преподносить все ребятам. Сейчас же никакого страха перед сложными и, безусловно, дорогими машинами, уже нет. Но многие наставники ребят даже после окончания рабочего дня могут остаться и что-то изучать. Отсюда и большие успехи подопечных, буквально с первых месяцев работы кванториума.
Группа, которая занимается графическим дизайном, с краевого конкурса привезла восемь дипломов различных номинаций. Разработки по созданию сайтов и приложений на межрегиональной олимпиаде в лицее принесли только первые и вторые места. А недавно ребята даже участвовали в конкурсе, где сами создавали игру-симулятор для завода «Ротор». Причем выбрали очень сложную номинацию, где были конкурсанты даже старше 20 лет!
– А наши 14-летние ребята сделали игру, в которой можно обучиться управлять теми приборами, которые есть на заводе. Пусть мы не заняли призовых мест, но с работой все абсолютно справились, – уверена руководитель подразделения.
Педагоги также отмечают, что у ребенка, который посещает секцию технической направленности, появляется определенная организованность, что сказывается и на успеваемости в школе. Ребята сами налегают на изучение тех предметов, которые им необходимы в работе в «Кванториуме».
– Бывает, что ребенок приходит сюда, абсолютно ничего не зная, буквально с нуля начинает освоение какой-то науки. Проходит месяц-полтора – и уже видны определенные успехи, – уверяет Светлана Григорьевна.
Создать и продать
Ребят изначально нацеливают на то, что они должны создавать такие продукты, которые потом могут быть проданы, то есть для чего-то или кого-то они должны быть нужны.
– «Кванториум» – это проект в большей степени профориентационный, – поясняет Светлана Елясова. – Для того, чтобы наши дети познакомились с профессиями будущего, и для них уже сейчас очень важно уметь создавать такие продукты, которые будут востребованы на рынке.
В «Кванториуме» уже приобрели небольшой опыт в сотрудничестве с предприятиями, работе в рамках определенных договоренностей.
– Мы только в начале пути, еще нужны серьезные наработки. Но уже пытаемся донести до учеников, что это не просто игрушки, – заявляет руководитель кванториума.
Так, в прошлом году «Кванториум» таким образом сотрудничал с городским Дворцом культуры, результатом стал созданный ребятами виртуальный тур по музею, который находится в ГДК. Надеваешь шлем – и сразу попадаешь в этот музей, можно даже «подойти» к экспонатам и хорошенько все рассмотреть.
– Опыт удачный, все, что мы наработали, подарили Дворцу культуры, и так как у них есть виртуальные очки, они будут эту программу использовать, – уверена Светлана Григорьевна.
Выпали из реальности
В «VR-квантум» обучающиеся занимаются изучением дополненной и виртуальной реальности.
– Мы показываем ребятам, что в шлемах виртуальной реальности могут быть далеко не только игрушки, но и интересный, образовательный контент, расширяющий кругозор, – говорит Андрей Шляхов, преподаватель данного квантума. – Учим ребят создавать приложения, игры и прочее. Они работают и как программисты, и как дизайнеры.
Буквально несколько дней преподавателю и его ученикам понадобилось, чтобы провести «химический опыт» с лакмусовой бумажкой в виртуальной реальности. В «Наноквантуме» они этот опыт посмотрели, а после повторили его уже не в этой реальности. Надевая очки, человек оказывается в лаборатории с лакмусовой бумажкой в руках. Ну очень интересно!
– Чтобы создать это помещение, мы взяли камеры, которые снимают на 360 градусов вокруг, и сделали виртуальную экскурсию по нашей территории, – объясняет Андрей Шляхов. – Все перенесли в компьютер, и ребята сделали программу буквально за четыре занятия.
В комнате, где занимаются квантошахматами, кажется, нет ничего особенного: реальные шахматные доски и разве что компьютеры. Но вскоре понимаешь, что это не просто игра, а решение шахматных задач. Преподаватель и его ученики работают в том числе и с ноутбуками, проводят онлайн-партии.
– У нас уже есть и свои «звездочки» которые имеют большие рейтинги по квантошахматам по Сибири, – говорит Светлана Елясова. – Ребята же из других квантумов имеют возможность час до основных занятий или после прийти сюда позаниматься шахматами или техническим английским, без которого, конечно, в IT-технологиях сложно.
Все современное оборудование «Кванториума» ориентировано на то, что им будут самостоятельно пользоваться дети.
Роман Сергиенко, преподаватель в «IT-квантуме», отмечает, что широкие возможности кванториума позволяют растить специалистов и профессионалов буквально с десятилетнего возраста.
– Мы с ребятами учим современные и востребованные языки программирования, которые сейчас везде используются, – говорит он. – Делаем игрушки на простых игровых движках. Также занимаемся мобильной разработкой, и все это на более крутых движках, которые применяются на всех игровых студиях. А после все это запускаем на мобильных устройствах. Есть все: и айфоны, и айпады, и андроид-устройства. Многие ребята уже сами делают игры, у них свои сайты, ютуб-каналы, и это прекрасно, работать с такими инициативными детьми!
Сердце кванториума
Кабинет, где находятся принтеры 3D-печати, его сотрудники называют сердцем «Кванториума». Здесь есть возможность ребятам из других квантумов реализовывать свои проекты. Учебные 3D-принтеры просты в управлении и легко калибруются. Таким образом, ребенок, создав модель для 3D-принтера, может сам его запустить. Расходниками – пластиком, бумагой, деревом и прочим в «Кванториуме» полностью обеспечены как минимум на ближайшие три года.
На всех принтерах загружена программа «Компас 3D», в которой и учатся работать ребята. Машина с эффектом 3D-ручки (только гораздо качественнее) плавит пластик послойно, печатая заданную в компьютере фигуру. Сейчас на конкурс в Барнаул здесь готовят переднеприводную машинку-грузовичок.
Техника безопасности обязательна, однако все приборы и станки и так рассчитаны для самостоятельной работы детей, при этом все движущиеся части закрыты. Например, при любом открытии крышки фрезерного учебного станка его работа тут же останавливается. Здесь же ребята могут научиться работать шуруповертом, паяльной станцией, на токарном или точильном станке. Есть все, чтобы спаять и собрать тонкую микросхему, а после вставить ее в ту же машинку, и тогда она оживет и будет выполнять заданные действия.
В соседней комнате под руководством Владимира Трубникова, который преподает промышленный дизайн, группа работает сразу в нескольких направлениях – Павлик отрисовывает анимацию, Алиса работает в фотошопе, еще один ученик только начинает изучать графическую программу.
В «Наноквантуме» Ольга Витальевна демонстрирует шикарные микроскопы.
– У нас их четыре вида: флуоресцентный, два обычных оптических, стереомикроскоп, где картинка представлена в 3D-изображении, и металлографический, где мы исследуем металлы и сплавы, – рассказывает она.
Объекты исследования – жучков-паучков, водоросли из аквариума, цветочки-лепесточки и прочее – приносят сами ребята по принципу: что хочется исследовать. Плюс здесь же они выращивают кристаллы соли и калия. В планах – узнать: действительно ли бутилированная вода чище, чем из-под крана?
В квантуме робототехники самые младшие ребята учатся работать с шаблонными, модульными конструкторами и постепенно переходят к текстовому программированию, когда уже требуется использование микросхем. Самое главное – ученики получают навыки управления промышленными роботами, которые стоят на конвейерных линиях и занимаются высокоточными операциями, что очень важно в современном
мире.
А для развлечения и обучения даже организовывают бои роботов-сумоистов.