Когда природа – это храм: как волонтеры на Алтае спасают горы от вандалов
За пять лет первозданный вид вернули 30% испорченных людьми склонов
Тысячи рисунков и надписей уродуют скалы Алтая. Так любят себя увековечивать туристы со всей России. Больше всего преуспели жители Омска. Но сомнительное «творчество» а-ля «здесь был Вася» не только портит внешний вид гор и угрожает серьезными штрафами туристам, оно оскверняет святыни местных жителей. Благодаря волонтерам проекта «Чистый Алтай» горы постепенно возвращают первозданную красоту.
На сегодняшний день очищена почти треть, впереди еще много работы. О том, какой ценой дается природная чистота, редакции «Толка» в рамках проекта «Другие» рассказала руководитель волонтерской группы Инна Муклаева.
В Алтайском крае проект "Другие" рассказывает о маленьких, но значимых подвигах местных волонтеров. О тех, кому не все равно. Его цель – приобщить людей к волонтерству, дать им информацию о возможностях развития в этом направлении, а также рассказать о тех, кто бескорыстно совершает добрые поступки на благо общества. Проект реализует "Сибирская медиагруппа" совместно с Институтом развития интернета.
Сакральные места
Красота множества горных склонов Алтая испорчена наскальной «живописью». Все это – следы пребывания… нет, не древних, а вполне современных людей. И если творчество первых несло хоть какой-то сакральный или бытовой смысл, то надписи и рисунки вторых бессмысленны и беспощадны.
Пять лет назад часть скал получили новую жизнь – надписи пропали, а рядом появились таблички с призывом беречь природу. Здесь сказано, что камни получили первозданный вид благодаря волонтерам экологического проекта «Чистый Алтай».
Чаще всего скалы портят туристы из других регионов России, отмечает руководитель проекта Инна Муклаева. Судя по вандальным надписям-«перекличкам городов» (когда на камнях выводят каракули с названиями населенных пунктов), первое место можно смело отдать Омску. После него идут Новокузнецк, Кемерово и Новосибирск. А вот Барнаул и Бийск встречаются довольно редко. Волонтеры надеются, что ближайшие соседи относятся к природе бережнее.
«Для нас горы, скалы, перевалы – это сакральные места, которые многие используют для моления. Вся природа Алтая – наш храм, поэтому так важно, чтобы она оставалась в первозданной чистоте. Вся эта красота должна достаться потомкам в первозданном виде», – пояснила свой мотив собеседница.
Пока в местах, где поработали волонтеры, не появилось ни одной надписи. Это внушает оптимизм, но не дает расслабиться – пока очищено менее трети всех испорченных скал. А впереди жаркий туристический сезон, во время которого ожидается небывалый наплыв гостей – около 3 млн человек.
«К этому времени нам нужно как-то успеть донести до людей простые истины: природу нужно беречь, а чужие традиции – уважать. И… не писать что попало там, где этого делать нельзя», – отмечает Инна.
В 2015 году на Алтае был принят закон об административных правонарушениях (№69-РЗ). Статья 3 говорит о том, что несанкционированное нанесение надписей, рисунков, вывешивание объявлений, афиш, плакатов и т.д. на природные, исторические и археологические памятники, придорожные камни, не образующие составов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, влечет за собой штраф. В 2022 году в закон добавили понятие «скалы».
Эковандалам из числа обычных граждан грозит штраф от 2 до 5 тыс. рублей, должностным лицам – от 3 до 5 тыс. рублей, юридическим лицам – от 5 до 10 тыс. рублей.
Экологичная технология
Волонтеры очищают камни с помощью пескоструйного аппарата. Он появился в арсенале «Чистого Алтая» благодаря активистам Чемала. Этот район больше других пострадал от рук туристов-вандалов.
Пескоструйный аппарат в свое время купили Денис Гаврилов и Анатолий Мачиешан. Анатолий хотел очистить скалы своей малой родины и даже взялся за Чемальский тракт, но работа шла медленно. Поэтому, когда к нему обратилась за помощью руководитель только что стартовавшего экопроекта «Чистый Алтай», с радостью стал первым волонтером.
Так началась подготовка к первой экспедиции. Планировалось привести в порядок перевал Чике-Таман, скалу Белый Бом (напротив памятника водителям Чуйского тракта) и Красные Ворота – визитную карточку Улаганского района.
Организация шла тяжело, вспоминает собеседница. Для экспедиции нужны были волонтеры и более 300 тыс. рублей. И если большая часть суммы нашлась довольно быстро, то с добровольцами все оказалось сложнее.
«Работа по очистке скал очень изнурительная, здесь нужна недюжинная сила и выносливость. Понятно, что для выполнения такой задачи лучше всего подходят мужчины. К счастью, мне удалось найти двух парней. Это гиды, влюбленные в Алтай всей душой. Вы не представляете, как они нам помогли! И оно того стоило. Несмотря на все тяготы, эффект поразил. Увидеть ранее исписанные скалы в первоначальном виде – бесценно, – отметила руководитель «Чистого Алтая».
На сегодняшний день сформировался крепкий костяк из добровольцев. Кого-то в движение позвал Анатолий Мачиешан, кого-то Инна Муклаева. Многие откликнулись на призыв о помощи, опубликованный в соцсетях.
Отметим, сам проект стоит на хрупких женских плечах. С первого дня руководительницу «Чистого Алтая» поддерживает ее подруга Урсулина Татина. Сейчас она занимается медиаподдержкой.
«В 2019 году, когда организация первой экспедиции была в самом разгаре, у меня едва не опустились руки. Меня вовремя поддержала Урсулина. Она с горящими глазами тут же включилась в сложный процесс. Тогда я подумала: нас уже двое, теперь точно все получится. И – получилось», – с улыбкой рассказала Инна.
Первый блин не комом
Вернемся к первой экспедиции. Аппарат для очистки оказался лишь половиной большого дела. Чтобы обеспечить его работу, требовался компрессор. Его нашли только в Барнауле. Немаленькие деньги на аренду собирали всем миром.
А еще для работы пескоструйной машины нужен песок. Им волонтеров обеспечили администрации Онгудайского и Улаганского районов. Но активисты не учли специфики работы аппарата и выделили 20 мешков обычного карьерного песка, влажного и вперемешку с камнями.
«Его сушили вручную в кузнечном цеху, потом просеивали через обычное сито (его нашли в одной из деревень). В итоге получилась, хоть и пыльная, грязная, но более или менее подходящая для работы фракция», – рассказала Муклаева.
Первый опыт дал пищу для размышлений. Например, песок заменили на более эффективный абразивный порошок (абразив) – купершлак. Его закупают в Барнауле.
«А еще мы на себе испытали, насколько это изнуряющий физический труд. Ты носишься весь день по жаре, вытаскиваешь пескоструйку, компрессор, шланги, купершлак. Все это нужно затащить в гору. Для этого привязываешь все тросами, страхуешь. С самим аппаратом должны работать как минимум двое мужчин. Но люди выдерживают только полдня, потом их нужно сменять. Из таких «мелочей» и состоит каждая экспедиция», – рассказал Инна.
Причины вандализма
Исписывая скалы, люди нередко думают, что «увековечивают себя для потомков», делится наблюдениями руководитель проекта «Чистый Алтай».
«Печально осознавать, что современное общество способно оставить память о себе только таким глупым и варварским способом», – добавляет Инна Муклаева.
К слову, сомнительный способ оставить след в истории обходится недорого и не требует больших усилий. Так, баллончик аэрозольной краски обходится покупателям в 190-350 рублей. Сама надпись, в зависимости от амбиций нарушителя, занимает не более пяти минут.
В то же время очистка скалы от такого «художества» – это тяжелый и дорогостоящий труд. День работы в рамках проекта с командой волонтеров и техникой обходится организаторам примерно в 100 тыс. рублей.
«Вдобавок это часы пыльной и грязной работы. Работа с купершлаком предполагает высокую степень защиты тела и органов дыхания. Для этого нам постоянно нужно закупать защиту, начиная со строительных очков, масок, касок, фильтров для берушей, наушников и т.д. Все это – расходники, которые нужно постоянно закупать», – посчитала Инна.
Она добавила, что в сумму входят аренда компрессора для пескоструйного аппарата, дизельное топливо, его доставка из Барнаула. А еще: спецодежда и питание для волонтеров, ГСМ для машины, которая их везет до места, оплата ночлега и т.д.
Красивая скала в районе села Усть-Муны (Майминский район Республики Алтай) была изрисована в 10 слоев всеми цветами радуги. К сожалению, сюда не удалось доставить дорогостоящий компрессор, без которого не работает пескоструй. Волонтеры попробовали убрать сомнительные «художества» болгаркой с железной щеткой, но быстро поняли, что такому инструменту они не по зубам. Волонтеры вернулись к скале позже с пескоструйным аппаратом. На это ушло два дня.
Мазня и реликвии
За время работы проекта чего только ни встретили волонтеры: надписи а-ля «здесь был Вася», названия городов, матерные словечки. Стихийное «творчество» туристов не перестает удивлять.
«Например, в Чемале как-то раз наткнулись на номер телефона с датой и пометкой «Серж и Алексей». Мы набрали номер. На том конце провода сначала очень удивились, узнав, кто мы, чем занимаемся и почему звоним. Потом мужчина смутился и честно признался: слишком активно отдыхал, был пьян и даже не помнит, что писал такое на скале. А спустя пару дней от него пришли извинения», – рассказала Инна.
Среди мазни и глупых сердечек иногда встречаются настоящие ценности. «С Богом возвращаюсь на Родину. С.Д. Куюков. Июнь 1945 год» – такие слова нашли волонтеры на скале в Улаганском районе во время одной из экспедиций.
«Внуки ветерана ежегодно подкрашивают эту надпись белой краской. И это настоящая реликвия. Ее мы, разумеется, не будем трогать. Еще одну такую надпись мы обнаружили за Акташем. Такие надписи должны оставаться для потомков», – пояснила глава волонтерского движения.
Еще одна интересная история связана с одним из красивейших туристических маршрутов – Катунской тропой. Она проходит по территории Чемальского, Онгудайского и Усть-Коксинского районов Горного Алтая.
На одной из скал остался замечательный привет из прошлого – небольшой рисунок мотоцикла с аккуратной подписью. Он появился здесь в 1960-е, после первого мотопробега. Со временем исторический рисунок дополнило сомнительного качества «народное творчество».
«Такой рисунок тоже можно было бы оставить в качестве реликвии. Но он служит плохим примером для других, поэтому вся скала вдоль извилистого берега Катуни испещрена именами, фамилиями и попытками мериться марками мотоциклов», – пояснила Инна.
Грантовая и другая помощь
Последние пару лет проект получает господдержку. В 2021 году волонтеры «Чистого Алтая» выиграли грант Фонда президентских грантов, в рамках которого на реализацию проекта выделили более 400 тыс. рублей. Благодаря этому прошли две экспедиции на Чуйский тракт, Малый Яломан и Чике-Таман.
«В этом году мы выиграли международную премию «Мы вместе» в номинации «Территория для жизни» в категории «Волонтеры». Победа говорит о том, что нас признали на федеральном уровне, а значит, мы можем претендовать на серьезную грантовую поддержку до 3 млн рублей», – поделилась хорошей новостью руководитель проекта.
Волонтеры надеются на положительный результат. Заявка на грант находится на стадии согласования, и есть надежда, что она «выстрелит». На эти деньги планируется полностью очистить дорогу на Чике-Таман и камни вдоль дороги на Телецкое озеро.
«Я – алтайка и с детства вижу невероятные красоты нашего региона. С детства люблю и ценю окружающую природу и все, что ее наполняет. И я могу понять тот восторг, который испытывают люди, увидев это в первый раз. Но как бы ни штырило, это не повод выплескивать свои эмоции в виде мазни на скалах. Я не смогу с этим мириться, а значит, буду и дальше двигать наш экопроект», – резюмировала Инна Муклаева.
Проект «Чистый Алтай» стартовал в июне 2019 года. Он был создан для спасения скал самых популярных и живописных мест Алтая от вандальных надписей. От них очищают придорожные камни и скалы вдоль Чуйского тракта, перевал Чике-Таман и Семинский перевал, Красные Ворота, Белый Бом, скальную стену вдоль Катуни перед Малым Яломаном. Для этого команда волонтеров «Чистого Алтая» использует пескоструйную установку.
Проект родился при поддержке благотворительного фонда природоохранных проектов «Мир вокруг себя», учрежденного компанией Siberian Wellness и Катунского биосферного заповедника (Усть-Кокса).
Благодаря проекту 30% испорченных рисунками и надписями скальных склонов очищены и вернули первозданный вид. Свой опыт волонтеры планируют масштабировать на другие регионы. Участники проекта «Чистый Алтай» могут поделиться не только своим энтузиазмом, но и опытом использования экотехнологии.